Содержание
-
Развитие связной речи старших дошкольников методом мнемотехники. МБДОУ «Детский сад № 55» воспитатель Разживина Оксана Олеговнаг. Нижний Новгород 2016 г.
-
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи" /Ушакова О.С./
-
Современные подходы к дошкольному образованию детей определяются «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной речи рассматривается как приоритетная задача познавательно-речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). У детей дошкольного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т.е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Актуальность проблемы
-
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Требования ФГОС ДО к образовательной области «Речевое развитие»
-
И.Г. Песталоцци писал: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову». К.Д. Ушинский показал связь наглядности и обучения с развитием речи и памяти: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету». «Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать названия должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако, на первое место – вещь, как предмет познания речи»- об этом говорит Я. А. Каменский. В своих работах Л.С. Выготский указывал на второй вспомогательный фактор – моделирование плана высказывания, когда все элементы на рисунке или схеме расположены в известной для развернутого высказывания последовательности. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному. Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко А.А. – предметно-схематическими моделями. Большева Т.В. – коллажем. Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа. В своих работах педагоги и психологи выделили два основных фактора развития связной речи:1.Наглядность. 2.План высказывания. Именно эти факторы легли в основу современной методики, получившей название «мнемотехника». Анализ психолого-педагогической литературы
-
Уровни диагностики по развитию связной речи
Автор диагностики: О.С. Ушакова Высокий уровень: ребенок сочиняет описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы, с помощью воспитателя строит свой рассказ в соответствии с логикой повествования; использует прямую и косвенную речь, создает различные виды творческих рассказов; самостоятельно и уверенно высказывается. Средний уровень: ребенок затрудняется в сочинении описательных рассказов и составлении творческих, требуется помощь воспитателя; в основном использует прямую речь; высказывается неуверенно. Низкий уровень: ребенок не может сочинять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы; использует только прямую речь; высказывается неуверенно.
-
Педагогическая диагностика уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста
-
при построении связных текстов не умеют раскрыть тему и основную мысль высказывания; затрудняются строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение; испытывают проблемы в логическом обосновании своих утверждений и выводов; не проявляют самостоятельность в творческом рассказывании. Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста:
-
- развивать связную речь старших дошкольников посредством мнемотехники. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
-
развивать умение сочинять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы с использованием мнемотаблиц; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; развивать умение пользоваться прямой и косвенной речью, создавать различные виды творческих рассказов; воспитывать инициативность, самостоятельность в высказываниях, уверенность в своих силах и способностях. Задачи:
-
Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение; связную речь.
-
Мнемоквадрат Понятное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожка Несколько картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. Мнемотаблица Представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
-
Где можно использовать мнемотаблицы? При обучении пересказу При составлении рассказов При разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок. При отгадывании загадок
-
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Задачи: упражнять детей в определении содержания своего рассказа по предложенной в модели логике и подобрать речевые формы для передачи содержания. Приемы: рассматривание и обследование предмета и его описание; игры-соревнования Последовательность работы с мнемотаблицами:
-
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. Задачи: упражнять в соотнесении символов с изображением предметов Приемы: наглядное моделирование, пиктограммы, заместители. Последовательность работы с мнемотаблицами:
-
3 этап: После перекодирования осуществляется составление рассказа по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Задачи: упражнять в самостоятельном определении содержания, формы и логики рассказа, комбинировать личный и литературный опыт. Приемы : сочинение сказок, загадок; придумывание рассказа по модели. Последовательность работы с мнемотаблицами:
-
Для детей с высоким уровнем речевого развития использовались следующие приемы: - сочинение загадки и самостоятельная зарисовка символов в предложенную схему; - игровое упражнение «Анализ ситуаций и ресурсов»; Осуществление принципа индивидуального подхода
-
Сказка «Колобок» с новой концовкой. «Катится Колобок, а навстречу ему Лиса, стоит уже облизывается, но вдруг ему на сотовый телефон позвонила бабушка и говорит: «А ну-ка быстро домой, я же беспокоюсь», и покатился Колобок домой обратно, так Лиса его и не съела». Кристина, 5 лет. Осуществление принципа индивидуального подхода сочинение новой концовки знакомой сказки
-
Для детей с недостаточным уровнем речевого развития использовались следующие приемы: дидактическая игра «На что похоже?»; игровое упражнение «Моё начало - твой конец»; игра «Куда пойдешь – что найдешь?» ; совместный пересказ с воспитателем; Осуществление принципа индивидуального подхода
-
В литературном центре находится подборка мнемотаблиц с разными видами эмоций. Интеграция задач речевого развития в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
-
В центре игры используются мнемотаблицы с алгоритмом приготовления блюд и сервировки стола. Интеграция образовательных областей
-
При организации театрализованной деятельности используются мнемотаблицы известных сказок. Интеграция образовательных областей
-
В центре познания используются мнемотаблицы с временами года, правилами ухода за растениями, таблицы для составления описательных рассказов о животных и растениях. Интеграция задач речевого развития в образовательной области «Познание»
-
Образовательная область «Речевое развитие» мнемотаблицы по сказкам, для разучивания стихотворений, подборка таблиц по лексическим темам «Расскажи-ка» (посуда, одежда, игрушки). Предметно-пространственная развивающая среда
-
Образовательная область «Познавательное развитие» подборка таблиц по лексическим темам «Расскажи-ка» (деревья, цветы, времена года, овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные).
-
Образовательная область «Физическое развитие» таблицы с разными видами общеразвивающих упражнений, по охране и укреплению здоровья.
-
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» алгоритм сервировки стола папка «Я учусь готовить» с алгоритмами приготовления блюд
-
При знакомстве родителей с приемом мнемотехники использовались следующие формы работы: родительское собрание на тему: консультация для родителей в «Знакомство с приемом мнемотехники» родительском уголке на тему: «Использование мнемотехники для разучивания стихотворений» Работа с родителями
-
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники» Распространение опыта работы
-
Семинар-практикум для воспитателей «Мнемотехника» Распространение опыта работы
-
Результаты - Умеют сочинять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы с использованием мнемотаблиц; с помощью воспитателя строят свой повествовательный рассказ в соответствии с логикой повествования; - Пользуются прямой и косвенной речью при составлении рассказа; - Дети проявляют самостоятельность и творчество в высказываниях, инициативу.
-
Педагогическая диагностика уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста
-
Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». С-Пб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2009 Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005 О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет» Изд. «Вентана - Граф» 2010 Социальная сеть работников образования pptcloud.ru Международный образовательный портал www.maam.ru Использованная литература и интернет-ресурсы
-
Перспективное планирование
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.