Презентация на тему "Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники"

Презентация: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники" по русскому языку. Состоит из 31 слайда. Размер файла 2.44 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием мнемотехники
    Слайд 1

    Познавательно-речевое развитие дошкольников с использованием МНЕМОТЕХНИКИ Тимушева Е.А. МАДОУ 13

  • Слайд 2

    Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.Ушинский К.Д. К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

  • Слайд 3

    Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

  • Слайд 4

    Мнемотехника – помогает развивать: ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение связную речь мелкую моторику рук

  • Слайд 5

    Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

  • Слайд 6

    Структура мнемотехники Мнемодорожки Мнемотаблицы Мнемоквадраты

  • Слайд 7

    Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Как применять мнемотехнику в детском саду?

  • Слайд 8

    Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок

  • Слайд 9

    В пособии представлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов, пересказа, заучивания стихотворений, мнемотаблицы на слова и мнемодорожки для составления предложений.

  • Слайд 10

    Мнемоквадрат

  • Слайд 11

    Мнемоквадрат Это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.

  • Слайд 12

    Мнемодорожки

  • Слайд 13

    Мнемодорожки для составления предложений Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

  • Слайд 14

    Мнемодорожка - Это последовательное изображение нескольких квадратов Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

  • Слайд 15

    Мнемодорожки для составления предложений типа «Таня надевает шапку»

  • Слайд 16

    Мнемотаблицы

  • Слайд 17

    Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

  • Слайд 18

    Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

  • Слайд 19

    Мнемотаблицы для составления описательных рассказов Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа: 1. Рассматривание мнемотаблицы. 2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана. 3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым. 4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Мнемотаблицы для заучивания стихотворений Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения: 1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Взрослый выразительно читает стихотворение. 3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

  • Слайд 23

    Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. Н. Нищева

  • Слайд 24

    Бумажный змей над крышей Кружит, кружит, летает: – Взлетел бы я и выше, Да Вова не пускает! И. Муравейко

  • Слайд 25
  • Слайд 26

    Мнемотаблицы для пересказа Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста: 1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу. 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

  • Слайд 27

    История одного шкафа Один мастер сделал большой и красивый шкаф. А помогли ему в этом его друзья-инструменты: звонкая пила, веселый молоток, отвертка-балерина да рубанок-строгальщик. Купили этот шкаф мама и папа девочки Маши и мальчика Саши. Детям очень понравился новый шкаф. Стали они там прятаться и рассказывать друг другу свои секреты, придумывать веселые истории. Шкаф так полюбил детей, что, когда они приходили, он весело притопывал своими толстыми ножками. Дети выросли, а шкаф состарился. Его поставили в кладовую и держали в нем банки с вареньем и старые вещи. Иногда, уже взрослые, Маша и Саша приходили в кладовую, садились около своего старого шкафа, вспоминали детские забавы, и на душе у них становилось светло и радостно. Л. Е. Белоусова

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Правила при работе с мнемотехникой Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.  Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

  • Слайд 30

    Что дает мнемотехника? В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке