Содержание
-
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
-
Структура сюжетно-ролевой игры дошкольников
Тема, сюжет Содержание игры Роль Ролевые и реальные отношения в игре Игровые действия и их логика Игровой материал и игровое пространство
-
Тема, сюжет
Любая игра имеет тему - ту область действительности, которую ребенок отражает, моделирует, воспроизводит в игре. Темы игр детей берутся из окружающей действительности, а также из сказочных, книжных и других тем. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры - определенная последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжеты бывают разнообразны: бытовые, профессиональные, строительные, социальные, военные, драматизации и др. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами (например, игра в «семью», реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни, похода в магазин и т. д.).
-
Содержание игры
Содержаниеигры– то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников это - многократное повторение какого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названию действия: «качать куколку» при игре «в дочки - матери», «лечить медвежонка» при игре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это - моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших - соблюдение правила в игре.
-
Роль
Главным элементом в строении игры (основной, неразложимой единицей развитой формы игры) становится роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.
-
Ролевые и реальные отношения в игре
Ролевые отношенияв игре - отражают отношения по сюжету и роли (конкретные проявления персонажей). Реальные отношения - выражают отношения к партнёру по игре, к качеству и правильности выполнения им роли (позволяют ставить и принимать игровые задачи, договариваться о выборе игры и распределении ролей, о способах и средствах реализации замысла, понятно излагать свои мысли, тактично отказываться, если игровая задача не интересна, и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно делаешь» и т.п.).
-
Игровые действия и их логика
Чем обобщённее и сокращённее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений воссоздаваемой деятельности взрослых. И наоборот - чем более конкретны и развёрнуты игровые действия, тем больше уходят на второй план отношения между людьми и тем больше выходит на первый план предметное содержание воссоздаваемой деятельности.
-
Игровой материал и игровое пространство – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли, выполняют игровые действия. виды игрушек: сюжетно-образные игрушки(куклы, фигурки людей, животных, предметы игрового обихода, театральные и др.), дидактические игрушки(дидактические игры с правилами, игры-головоломки, музыкальные игрушки…), спортивные игрушки, игрушки-забавы.
-
Кроме разных видов игрушек в играх дошкольников широко используется игровой полифункциональный материал - бросовый материал (пустые катушки, палочки, лоскутки, веревочки, пуговицы и пр.) и природный материал (песок, шишки, веточки, щепочки, кора, и пр.). Его особенностью является то, что в игре данный предмет (материал) используется не в своём собственном значении, а в качестве заместителей других, практически недоступных ребёнку предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т. п.). Игровой материал выступает в качестве заместителей многих предметов, с помощью него ребёнок овладевает действиями замещения.
-
Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры ребёнок должен пройти все этапы овладения игровыми способами построения игры: 1) предметно-действенным способ - развёртывание и обозначение цепочки условных предметных действий в игре. Ребёнок имитирует в игре кого-то, но сам ещё этого не осознает. 2) способ ролевого поведения - ребёнок принимает на себя роль, его действия становятся более разнообразными, включают всё больше ролевой речи, которая является непременным атрибутом любого персонажа. 3) способ сюжетосложения - воссоздание целостных событий, ситуаций, которые включают в себя разнообразные роли с их действиями и отношениями, их обозначение и планирование. Сложность содержания игры требует всё большего использования речевого обозначения, игра переходит частично в план речи и воображения.
-
Вразвитии сюжетно-ролевой игры выделяются 2 основные фазыили стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей, содержанием игры являются предметные действия людей. На второй стадии (5-7 лет) содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Рассмотрим особенности развития сюжетно-ролевой игры, которые отмечаются у детей разного дошкольного возраста при создании оптимальных условий образовательной среды.
-
Для младшихдошкольниковнаиболее характерно имитирование предметной деятельности (режут хлеб, моют посуду), они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Сами действия при этом максимально развернуты, они не могут быть сокращёнными, и не могут заменяться словами. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, строитель, атрибуты для ролевых игр, игрушки, предметы-заместители, дидактические игры), дающие опыт разнообразного использования объекта. Младшие дошкольники подбирают атрибуты по ходу игры, для них важнавнешняя привлекательность атрибутов игры.
-
Средние дошкольники начинают использовать в своих играх более сложные сюжеты - профессиональные, социальные и др. Игровые действия выполняются уже не ради них самих, а ради осуществления определённого отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. В 4-5 лет игровые объединения охватывают от 2 до 5 детей и более, продолжительность совместной игры от 15 до 40-50 минут. В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами предметно-игровой среды помимо игрушек и атрибутики для ролевых игр становятся предметы-заместители, т. к. в это время ребёнок учится отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет.
-
Старшие дошкольникииспользуют всё многообразие сюжетов – бытовые, профессиональные, социальные, и др. Для детей становятся важными взаимодействия взрослых, «правильность» их отражения в играх. Игровые действия постепенно теряют своё первоначальное значение, собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Они уже поели. Можно идти гулять»). Дети 6-7 лет способны играть в одну и ту же игру по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней. В старшем дошкольном возрасте ведущее место игрового пространства занимают опорные сигнальные игрушки и полифункциональные предметы (бросовый и природный материал). При этом нет необходимости в большом количестве атрибутов для ролевых игр, т. к. старший дошкольник самостоятельно моделирует предметно-игровую среду, изменяя её в ходе развития сюжета.
-
Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ОНР
Однообразие игровых задач и трудности их постановки; Скудность игровых замыслов; Необходимость помощи взрослых в использовании действий с предметами-заместителями; Кратковременный характер игры; Трудности речевого плана (бедный словарный запас, слабое развитие грамматического строя речи и связной речи).
-
Роль педагога в организации игры дошкольников с ОНР заметно возрастает
Помогаем в выборе сюжетов игр; На первых порах выполняем ведущие роли в игре, выступаем в качестве организаторов; Помогаем в «речевом оформлении» межролевых диалогов; Помощь в использовании предметов-заместителей (выделяем то качество в предмете, которое даёт обоснование употреблять его нужному предмету).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.