Содержание
-
«Речевой этикет современного подростка (на примере речи учащихся МКОУ Красноармейской ООШ Эртильского района ).
Работу выполнила: ученица 9 класса МКОУ Красноармейской ООШ Жигалина Виктория Руководитель: Учитель русского языка и литературы МКОУ Красноармейской ООШ Шинкаренко Наталья Васильевна
-
Цель:
выявить уровень владения нормами речевого этикета учащихся среднего звена МКОУ Красноармейской ООШ
-
Задачи:
1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете. 2. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы. 3. Проанализировать результаты опроса. 4. Систематизировать материал. 5. Сделать выводы по теме исследован
-
Методы исследования
теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных слов, обобщение по результатам анкетирования); эмпирические (наблюдение, анкетирование).
-
Объект исследования
коллектив учащихся среднего звена МКОУ Красноармейская ООШ Предмет исследования: речь учащихся, уровень владения этикетными формулами.
-
В речи подрастающего поколения можно выделить следующие типичные ошибки:
Речевая небрежность, проглатывание - «съедание» звуков («горить» вместо говорить, «Кив» вместо Киев»). Ускоренный темп речи – скороговорка. Большое количество слов «паразитов» (типа, вообще, на самом деле, вот, как бы, реально, по любому и др.). Привычка цедить слова сквозь зубы, не открывая рта. Монотон - отсутствие мелодического и интонационного богатства речи. Подростки мало читают и практически не имеют подконтрольной речевой практики. Одной из самых распространённых речевых ошибок является неадекватность, а порой незнание точного толкования слова (иллюзия понятности).
-
Этикет по происхождению французское слово (etiguette).
Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – «обычай», «характер».
-
Формулы приветствия в речевом этикете
-
Формулы прощания
-
Формулы благодарности
«Исполать» в значении «спасибо» известно с 16 века. Это искаженное в русском произношении греческое сочетание слов «многия лета», «помоги бог», т.е. «спасибо». Окончательно укоренилось «спасибо», включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. «Спасибо» – сказанное с достоинством и значительно. По происхождению своему «спасибо»…: спаси бог!… «Благодарю» – от русского «благодарствую», т.е. «приношу благодарение». Устаревшее слово «благодарствую» мы чаще встречаем в художественной литературе, редко - в речи людей старшего поколения.
-
Вопросы анкеты
Знакомо ли Вам понятие речевого этикета? Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету? Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной? Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной?
-
Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной? Какие формулы речевого этикета вы знаете? Какие этикетные слова Вы употребляете чаще всего? Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
-
Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык? Употребляете ли Вы в речи сленговые слова? Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?
-
Результаты анкетирования
Основная масса учащихся знакома с понятием речевого этикета. 37 опрошенных задумывались когда – либо о необходимости следования речевому этикету 55 учащихся считают проблему речевого этикета актуальной
-
Самые популярные ответы на вопрос :Почему вы считаете проблему речевого этикета актуальной? · многие люди перестали следовать правилам речевого этикета · люди не умеют себя правильно вести в различных общественных местах · у многих вообще отсутствует культура речи · русский язык в последние годы засоряется бранными словами
-
Учащиеся школы знакомы со следующими формулами речевого этикета
-
Данные этикетные слова употребляются чаще всего
Здравствуйте, привет, здорово, доброе утро. До свидания, пока, до встречи, покеда, счастливо. Спасибо, благодарю, спасибки. Извините. Разрешите, будьте добры.
-
Результаты анкетирования :
Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет? Да – 16, нет - 48 41 человек считает, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают» русский язык? 55 опрошенных употребляют в речи сленговые слова. Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова? Да – 30, нет - 34
-
владение нормами речевого этикета неразрывно связано с качеством успеваемости по предметам гуманитарного цикла Повышая общую речевую культуру учащихся нашей школы, мы сможем повысить и общую успеваемости по предметам гуманитарного цикла.
-
Для повышения речевой культуры учащихся мы предлагаем:
запретить использование учащимися книг с кратким изложением классических произведений; тестовых заданий с кратким вариантом ответа; рабочих тетрадей, которые ведут к отсутствию речевого навыка; организовывать поездки в театры, библиотеки, музеи. увеличить часы культуры общения в школах.
-
Задачи школьного сайта «Наша речь»
пропаганда грамотной русской речи; сохранение лексического богатства русского языка; повышения интереса к изучению русского языка и литературы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.