Презентация на тему "РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ"

Презентация: РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ" состоит из 31 слайда: лучшая powerpoint презентация на эту тему с анимацией находится здесь! Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    31
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ
    Слайд 1

    РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

    Теория и методика преподавания языков и культур

  • Слайд 2

    План лекции:

    1. Знания, навыки и умения при обучении иностранным языкам 2. Виды речевых навыков 3. Качества речевого навыка и определение речевого навыка 4. Этапы формирования речевого навыка 5. Обучение слухо-произносительной стороне речи

  • Слайд 3

    Речевая деятельность – совокупность операций и действий.

    Операции Действия навыки умения

  • Слайд 4

    40-е г.г. ХХ века (Н.А. Бергман):

  • Слайд 5

    60-е г.г. ХХ века (Б.В. Беляев):

  • Слайд 6

    Рабочие термины:

    Первичное умение - действие, которое совершается человеком впервые и с осознанием способа его выполнения. Навык - упрочившийся, благодаря упражнениям способ действия, как сознательно выполняемое действие, т.е. то, что человек выполняет автоматически. Вторичное умение - умение совершать какие-либо комплексные действия, основанные уже не на знаниях, а на навыках.

  • Слайд 7

    Специфика предмета ИЯ:

  • Слайд 8

    Речевая деятельность:

  • Слайд 9

    Аспекты языка:

  • Слайд 10

    Качества речевого навыка:

    Автоматизированность: а) определённая скорость протекания действия; б) целостность и плавность действия, если оно не односоставно; в) экономность, т.е. отсутствие лишних движений; г) низкий уровень напряжённости; д) готовность к включению, лёгкая возбудимость стереотипа.

  • Слайд 11

    2.Устойчивость (прочность) 3. Гибкость (способность к переносу): а) способность включаться в новой ситуации; б) способность функционировать на новом речевом ма­териале. 4. Сознательность - способность сознательного контроля при допущении ошибки или возникновении затруднений при построении высказывания 5. Относительная сложность

  • Слайд 12

    Рабочее определение:

    Навык – относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, ставшее благодаря полной совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности (Е.И. Пассов).

  • Слайд 13

    Этапы формирования речевого навыка (по Шатилову С.Ф.):

  • Слайд 14

    I. Ориентировочно-подготовительный этап:

    Обучающиеся знакомятся с новым языковым (грамматическим, лексическим и фонетическим) явлением и выполняют первичные речевые или языковые операции по образцу, либо с опорой на правило, либо без правила.

  • Слайд 15

    II. Стереотипизирующе-ситуативиый этап:

    Происходит автоматизация постоянных компонентов речевого действия в тождественных или аналогичных ситуациях путем многократного выполнения обучающимися этих операций по аналогии.

  • Слайд 16

    III. Варьирующе-ситуативный этап:

    Происходит дальнейшая автоматизация речевых операций и формирование «пластических», «подвижных» свойств навыка, его гибкости путем выполнения действия в вариативных речевых ситуациях.

  • Слайд 17

    ОБУЧЕНИЕ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ

    Слухо-произносительный навык - относительно самостоятельные действия в системе сознательной речевой деятельности по адекватному фонетическому оформлению любой речевой единицы любого уровня. (Е.И. Пассов) Фонетика - звуковой строй языка- совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы).

  • Слайд 18

    Связь с видами речевой деятельности:

    Говорение: Звуки речи определяют и назначение слова, и морфологические формы, влияют на синтаксические структуры и стиль речи. Аудирование: Слабое развитие фонетических навыков отрицательно влияет на выдачу информации говорящим, затрудняет понимание чужой речи, построенной в соответствии с нормой произношения. Чтение и письмо: Механизм внутреннего проговаривания (внутреннее озвучивание и произношение).

  • Слайд 19

    Основные требования к обучению произношению:

    Звуки ИЯ - 3 группы: звуки полностью совпадающие по своему произнесению в родном и ИЯ; звуки, существующие в родном и ИЯ, но отличающиеся по своему произнесению: звуки, не имеющие аналога в родном языке. от легкого к более сложному, от известного к незнакомому, от явлений, схожих с родным языком, к явлениям, не имеющих в родном языке аналогов.

  • Слайд 20

    Речевой слух:

    Фонетический слух - способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные фонетические свойства речи. Фонематический слух - способность воспринимать и воспроизводить смыслоразличительные свойства фонем. Интонационный слух - способность различать интонационную структуру фразы и соотносить ее с интонационным инвариантом.

  • Слайд 21

    Подходы к обучению произношению:

    ИМИТАТИВНЫЙ АНАЛИТИКО-ИМИТАТИВНЫЙ Необходимо научить обучающихся правильно воспринимать и имитировать слышимые звуки (формирование слухо-артикуляционных навыков). Необходимо рационально сочетать имитацию с доступным описанием артикуляции, слогового и фразового ударения, интонации и т.д.

  • Слайд 22

    Стили произношения:

    Полный стиль Неполный (разговорный) стиль несколько замедленное, тщательное произношение с отчетливым выделением фонемного состава быстрое небрежное произношение, интонационная свобода и гибкость

  • Слайд 23

    Профессиональная компетентность педагога:

    иметь правильное аутентичное произношение; владеть теоретическими знаниями в области фонетики иностранного и родного языков, в частности знать различия в артикуляционных базах контактирующих языков, с тем чтобы правильно объяснить то или иное фонетическое явление; уметь слушать и слышать; владеть «отрицательным фонетическим материалом» , т.е. понимать причину наиболее типичных ошибок учащихся, прогнозировать их и устранять; владеть методикой обучения произношению, т. е.: правильно объяснять и закреплять звуки; владеть транскрипцией; уметь использовать мимику и жесты; правильно декламировать стихи и выразительно читать вслух; анализировать упражнения учебника и составлять дополнительные с учетом языковой подготовки учащихся и характера ошибок в их произношении; менять приемы обучения произношению в зависимости от сложности фонетического материала и задач конкретного урока.

  • Слайд 24

    Принципы обучения произношению:

    1.Коммуникативной направленности 2.Сознательности 3. Активности 4. Наглядности (зрительной и слуховой). 5. Аппроксимации 6. Соотношение сознательности и имитации 7. Учет родного языка

  • Слайд 25

    Обучение интонации (навыки и умения):

    различать физические свойства и воспринимаемые качества интонации; соотносить интонацию со смысловым содержанием речи; различать коммуникативные типы предложений; дифференцировать интонационные особенности иностранного языка; соотносить интонацию с контекстом и ситуацией; владеть интонационным слухом; пользоваться вероятностным прогнозированием на уровне фраз и текста.

  • Слайд 26

    Обучение интонации:

    Учитель должен: предусматривать взаимодействие рецепции и репродукции; произносить упражнения в несколько замедленном темпе; включать в упражнения вербальные и невербальные опоры (фонограммы, дирижирование, фонетические разметки, таблицы, движение рук, отстукивание ритма и др.); допускать двукратное предъявление учебного материала; проводить упражнения на фразах, диалогических единствах и смысловых кусках.

  • Слайд 27

    I. Ориентировочно-подготовительный этап:

    Ориентировочная основа произношения создается с помощью двух моделей: предъявление-воспроизведение образца предъявление-объяснение-воспроизведение образца Тренировочные предречевые упражнения: 1) На воспроизведение нового звука или интонации на слух: а) в потоке речи; б) в отдельном слове; в) последующее многократное воспроизведение речевого образца. 2) На воспроизведение фонетических явлений: а) воспроизведение отдельными учащимися; б) хоровое воспроизведение вместе с учителем; в) индивидуальное воспроизведение. 3) На анализ фонетического материала.

  • Слайд 28

    II. Стереотипизирующе-ситуативиый этап:

    Путем тренировки происходит формирование двусторонних слухо-произносительных и ритмико-интонационных автоматизмов: от восприятия на слух к их воспроизведению и от воспроизведения – к слуховому контролю. Условно-коммуникативные упражнения: Упражнения на слушание включают задания на идентификацию и дифференцировку и развивают фонематический слух. Упражнения на воспроизведение предусматривают использование трансформации, подстановки.

  • Слайд 29

    III. Варьирующе-ситуативный этап:

    Происходит совершенствование ранее сформированных слухо-произносительных навыков, предупреждение возможностей их деавтоматизации. Два пути: целенаправленное совершенствование слухо-произносительных навыков; совершенствование автоматизмов в ходе иноязычной речевой коммуникации.

  • Слайд 30

    Формирование фонетических навыков на различных этапах обучения:

    На начальном этапе (2-4 классы) закладываются основы овладения произносительными навыками и умениями. Развитие произносительных навыков происходит в связи с усвоением речевых образцов. Учащиеся должны овладеть звуками, входящими в него, его интонацией. На это этапе обучающиеся овладевают важнейшими интонационными моделями ИЯ На среднем этапе (5-9 классы) продолжается совершенствование произношения учащихся в связи с устной речью и чтением. Большую роль играют самостоятельные занятия школьников в лаборатории. На завершающем этапе обучения(10-11 классы) происходит поддержание и совершенствование произносительных навыков. Осуществляется отдельная отработка фонетических фрагментов на основе чтения и устной речи, корректировка сформированных навыков.

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

    Как реализуется принцип учета родного языка при обучении слухо-произносительной стороне речи?

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке