Содержание
-
Самосознание. Я-Концепция. Самооценка
-
-
К. Роджерс (1951). Я-концепция складывается: — из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида; — представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром; — ценностных представлений, связанных с объектами и действиями; — представлений о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность.
-
Дж. Стейнс(1954), Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает: — оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя; — представления о том, как он выглядит в глазах других людей. На основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
-
-
Исследования, связанные с Я-концепцией, так или иначе опираются на теоретические положения, которые сводятся к четырем основным источникам: 1) основополагающим подходам У. Джемса; 2) символическому интеракционизму в работах Кули и Мида; 3) представлениям об идентичности, развитым Эриксоном; 4) феноменологической психологии в работах Роджерса.
-
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).
-
Согласно У. Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Я-как-объект — это то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет три составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, социальное Я, физическое Я.
-
Уильям Джемс: наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире, именно это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Джемс определяет самооценку с помощью формулы. Человек может улучшить представления о себе, либо увеличивая числитель этой дроби — т. е. добиваться успеха, либо уменьшая знаменатель — т. е. снижая уровень притязаний.
-
Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Ч. Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.
-
В 1912 г. Ч.Кулипредложил теорию зеркального Я, утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Кули первым подчеркнул значение «обратной связи», получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
-
"Зеркальное Я" - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие. Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется.
-
Теория символического интеракционизма была предложена Дж. Мидом (1863-1931). Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». Взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия.
-
Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества), человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение.
-
Проблема Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном (1902- 1994) сквозь призму Я-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эриксон считает, что Я-идентичность возникает у ребенка, когда он общается со взрослым. Ребенок стремится во всем походить на значимого для него взрослого; таким образом происходит формирование его Я-концепции.
-
Э. Эриксон: человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.
-
-
Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека(от 12—13 лет до примерно 19—20 в американском обществе). Подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему.
-
Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго-идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего.
-
Социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями - факторы, нарушающие развитие идентичности возникновение чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
-
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
-
К. Роджерс Я-концепция — это прежде всего система самовосприятий человека. В рамках структуры Я-концепции К. Роджерса существует по крайней мере три основные модальности: 1) «реальное Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле; 2) «зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие; 3) «идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Высокий показатель конгруэнтности свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).
-
-
Самооценка — один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основная функция самооценки состоит в том, чтобы регулировать поведение и деятельность личности. Высшая форма саморегулирования, таким образом, состоит в творческом отношении к собственной личности — стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления.
-
Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной.
-
Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что, при неудаче, может приводить его к разочарованию. Заниженная самооценка свидетельствует о развитии комплекса неполноценности, неуверенности в себе, такой человек недооценивает себя по сравнению с тем, кто он есть в действительности. Человек с заниженной самооценкой приписывает свои реальные успехи и достижения обстоятельствам или воспринимает их как случайные и временные.
-
Домашнее задание Понятие о самосознании. Самопознание и самоотношение. Я-концепция: характеристика основных составляющих, основные функции и развитие. Самосознание и Я-концепция в работах И.С. Кона, В.В.Столина, С.Р. Пантилеева, Т. Шибутани, А.А.Налчаджян (конспект). Уровень притязаний и его исследования. Виды самооценки. Формирование самооценки. Представление об идентичности. Идентичность по Э.Эриксону. Социальная идентичность (В.А. Ядов) - конспект Развитие личности и пути самоактуализации (А. Маслоу).
-
Литература Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1 и 2: Пер. с франц. -М.: Мир, 1992. -376 с. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672 с. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. ГиппенрейтерЮ.Б. Введение в общую психологию. М.:ЧеРо, 1998. НемовР. С. Общие основы психологии. М., 1994. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. Введение в психологию / Под ред. А. В. Петровского. М., 1995.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.