Презентация на тему "Стадии развития личности по Эрику Эриксону"

Презентация: Стадии развития личности по Эрику Эриксону
Включить эффекты
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
4 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Стадии развития личности по Эрику Эриксону" для студентов в режиме онлайн с анимацией. Содержит 31 слайд. Самый большой каталог качественных презентаций по психологии в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Стадии развития личности по Эрику Эриксону
    Слайд 1

    Стадии развития личности по Эрику Эриксону

    Санкт-Петербург 2011

  • Слайд 2

    Восемь стадий психосоциального развития

    (Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)

  • Слайд 3

    1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие

    "Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других" (Erikson, 1963a, р. 249).

  • Слайд 4

    Кризис "доверие – недоверие"

    Причиныкризиса: Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Возврат матери к занятиям, которые она оставила на время беременности Рождение следующего ребенка. Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.

  • Слайд 5

    Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда.

  • Слайд 6

    2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение

    Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения.

  • Слайд 7

    До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".

  • Слайд 8

    Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою самостоятельность и самоконтроль. Причины появления стыда: родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.

  • Слайд 9

    3. Возраст игры: инициативность – вина Стадия соответствует фаллической стадии психоанализа. Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный возраст. Задача этапа: инициатива (предприимчивость) против чувства вины. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.

  • Слайд 10

    интерес к трудовым занятиям, активность, решение новых задач и приобретения новых навыков, дополнительная ответственность за себя, за младших детей и домашних животных. «Я — то, что я буду»

  • Слайд 11

    Причины чувства вины - влияние родителей Родители, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Результат: покинутость и собственная никчемность; дети пассивны, скованные; не целеустремленны, нерешительны; патологии.

  • Слайд 12

    4. Школьный возраст: трудолюбие-неполноценность. Стадия соответствует латентной фазе классического психоанализа. Возраст: 6 – 11 лет. Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.

  • Слайд 13

    Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить.

  • Слайд 14

    Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

  • Слайд 15

    Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности. Причины появления чувства неполноценности: Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство” и “пачкотню”; Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство. Результат:дети могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

  • Слайд 16

    5. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12 до 20 лет)

    «Юность — это возраст окончательного установления доминирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».

  • Слайд 17

    Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? » «Куда я иду?» «Кем я хочу стать?» Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

  • Слайд 18

    Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

  • Слайд 19

    Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

  • Слайд 20

    Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

  • Слайд 21

    6. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25 лет)

    Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

  • Слайд 22

    Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

  • Слайд 23

    Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», — это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире — как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

  • Слайд 24

    7. Зрелость: продуктивность – инертность

    Седьмая стадия - от 26 до 64 лет Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.

  • Слайд 25

    Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы — их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

  • Слайд 26

    8. Старость: целостность эго - отчаяние

    Последняя психосоциальная стадия от 65 лет до смерти. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

  • Слайд 27

    По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерно суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и твердо сказать себе: «Я доволен». Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».

  • Слайд 28

    На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

  • Слайд 29

    Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

  • Слайд 30

    Литература 1). http://psylib.org.ua/books/hjelz01/ 2). http://www.socionics.ru/ericson.htm

  • Слайд 31

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке