Содержание
-
Я-концепция и самосознание личности
Подготовила: Реброва Дарья
-
Содержание:
Понятие самосознания и Я-концепции личности. Структура Я-концепции. Самоотношение и самооценка личности. Я-концепция в различных психологических теориях.
-
Понятие самосознания и Я-концепции личности
Самосознание - есть особая форма сознания, в которой личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания. Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом- Я- концепцией. Р. Бернс определяет "Я концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.
-
«Я-Концепция (англ. self-concept)» - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. «Я-Концепция» - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны.
-
Структура «Я-концепции»
"Я концепция" это набор установок, направленных на самого себя. Элементы установок: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению(эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении(поведенческая составляющая).
-
Структура «я-концепции»
-
Элементы установки: 1. "Образ Я" - представление индивида о самом себе. 2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.
-
-
Основные модальности самоустановок: 1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное(социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Аспекты модальностей: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
-
-
-
защитно-психологические механизмы:
Отрицание: если реальная действительность для человека преподносит неприятности, то он "закрывает глаза" и прибегает к отрицанию ее существования. Рационализация: это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проекция: собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.
-
Самоотношение и самооценка личности
Самооценка - эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Самоотношение - целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, в то время как самоотношение остается относительно постоянным.
-
Я-концепция в различных психологических теориях
Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее(I) и Я - как объект(Ме). Это- две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Джемс выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Постулат Уильяма Джемса: в развитом обществе человек имеет возможность выбора целей. Уильям Джемс
-
Символический интеракционизм Главным ориентиром для Я-концепции является «Я» другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. "Я –каким меня видят другие" и "Я- каким я сам себя вижу" весьма сходны по своему содержанию. Кули предложил теорию "зеркального Я". Чарлз Кули
-
Символический интеракционизм Становление человеческого «Я» как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают Я-сознающее и Я - как объект. Джордж Мид
-
Проблематика Я-концепции рассматривается Э. Эриксоном сквозь призму эго-идентичности. Идентичность эго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностного развития и кризисные поворотные пункты. Эрик Эриксон
-
Феноменологический подход Исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Центральным понятием феноменологического подхода является восприятие. Поведение рассматривается как результат восприятия индивидом ситуации в данный момент.
-
Основные положения теории Роджерса : 1. Человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном мире. 2. Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной. 3. Я – концепция - это система самовосприятий. 4. Я - концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. 5. Вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Карл Роджерс
-
6. Потребность в позитивном отношении к себе, или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. 7. Может возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в позитивном отношении к себе. 8. Человеческий организм представляет собой единое целое и имеет лишь один внутренний мотив - тенденцию к самоактуализации. 9. Я-концепция представляет собой определенную систему. 10. Благодаря психотерапевтическому воздействию восприятие идеального Я становится более реалистичным и Я начинает больше гармонировать с идеалом. Поведение рассматривается К. Роджерсом как попытка достичь согласованности Я-концепции.
-
Теории "Я" в гуманистической психологии Понятие самоактуализации. Потребности самоактуализации могут быть выражены или удовлетворены только после того, как будут удовлетворены "низшие" потребности. А. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды. "Человек должен стать тем, кем он может стать", - утверждает А. Маслоу. Абрахам Маслоу
-
Пирамида потребностей А. Маслоу
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.