Содержание
-
«ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ГБОУ СОШ №152 г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
ГрицкевичДенис Иванович, учитель биологии ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга, к.б.н.
-
Основной целью проекта является формирование творческого мышления учащихся.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
-
Проектная деятельность в образовании
Способность посмотреть на объект проектной деятельности с позиции концептуальных систем во многом определяет творческий характер не только учебной, но и профессиональной деятельности. Концептуальные системы естественных наук могут использоваться и для формирования разнообразных «точек зрения» на объект учебной исследовательской или преобразовательной деятельности.
-
Пример №1 разработки учебных проектов на базе СОШ
На первой стадии практической реализации задач исследования необходимовыбрать универсальный объект исследования, который можно было бы рассмотреть в концептуальных системах. Объект может быть ПРОСТЫМ: карандаш, зеркало, камень, семя, игла, магнит, цветок, ложка, ковёр и т.п. Объект - семя
-
стадия 2 - ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
1.) Биология Строение и развитие семени Тканевый состав семени Классификация семян Всхожесть семян Эволюция процесса полового размножения у растений 2.) Биохимия Условия прорастания семян Влияние состава и свойств воды на всхожесть семян Влияние типа почвы на прорастание семян Влияние химического состава почвы на прорастание семян
-
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.) Биофизика Влияние температуры на всхожесть семян Влияние освещённости на всхожесть семян Определение пределов толерантности семян по температуре 4.) Химия Определение наличия тяжёлых металлов в семенах растений Определение химического состава питательных сред для проращивания растений Выявление оптимального химического состава почв для прорастания растений
-
5.) География Распространение культурных растений и банк семян Семенной фонд России Скорость распространения семян и климат Анализ и прогноз расширения ареала борщевика в Евразии 6.) История История земледелия, центры происхождения культурных растений Моделирование примитивного сельского хозяйства на опытной площадке
-
7.) Литература Семя как источник жизни в русской и зарубежной поэзии Основы стихосложения как семена творчества в литературе 8.) Обществознание Символизм понятие «семя» у философов древности «Семена революции» в современном обществе
-
9.) Математика (математическая статистика) Зависимость скорости прорастания семян от их массы Вычисление зависимости между факторами среды и динамикой прорастания семян 10.) ОБЖ Семена ядовитых растений Опасные семена, доврачебная помощь при асфиксии (аллергии, отравлении) Исследование рисков, связанных с производством, хранением и переработкой зерна
-
стадия 3- ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление - БИОХИМИЯ Тема - Влияние состава и свойств воды на всхожесть семян
-
стадия 4- ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
1.) Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 и 6 классов (изучают Ботанику) 2.) Целевая аудитория №2 – учащиеся 8 и 9 классов (изучают Неорганическую химию) Ботаническая часть идентична – проведение эксперимента по проращиванию семян. Для целевой аудитории №1 понятие «состав и свойства воды» взято в упрощённом смысле – водопроводная вода, кипячёная, минеральная, талая, дистиллированная и т.п. Для целевой аудитории №2 важен анализ ионного состава воды и степень её минерализации.
-
стадия 5- ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Начало работы с учеником (Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 и 6 классов)
-
Раскрытие перед учеником проблемы: «Для прорастания семян различных видов растений требуются разные условия. Но три условия необходимы для прорастания всех без исключения семян – это наличие воды, воздуха и тепла [1]. Известно, что состав воды сильно влияет на рост и развитие растения [2]. Также известно, что на этапе прорастания семя использует питательные вещества, находящиеся в запасающих тканях – эндосперме и семядолях.» Осознание учеником актуальности проблемы Совместная формулировка цели «Цель данной работы – выяснить, насколько состав и свойства воды влияют на развитие растения на этапе прорастания семени. Задачи исследования: определить общую всхожесть семян; выявить различия во всхожести семян, залитых водой с разным составом и свойствами; сделать выводы об оптимальном составе воды для прорастания семян.»
-
стадия 6- ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
Учитель знает, каким будет результат исследования: С большой вероятностью семенам растений важен факт наличия воды, а не её состав и свойства; С большой вероятностью слишком сильная минерализация воды будет угнетать прорастание растений; Совершенно точно семена разных видов растений будут по-разному реагировать на воду и дадут разную динамику всхожести. Но ученику не говорит!
-
стадия 7- ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Материал и методика исследования: Мы взяли пять видов воды: • водопроводная вода, • водопроводная кипячёная вода, • минеральная вода «Ессентуки №4», • талая снеговая вода, • дистиллированная вода. Также мы взяли семена двух видов растений: • подсолнечник, • кукуруза Разложив в чашки по 100 семян, мы залили их различными видами воды – 10 чашек по 100 семян (рис.1). Общее количество семян подсолнечника 500 семян, кукурузы 500 семян. Семена урожая 2017 года были приобретены в продуктовом магазине, где хранились в полотняных мешках. Наблюдения проводились в течение 15 дней с 12.03.2018 по 26.03.2018 г. Прочие условия – освещение и температура (25оС) были одинаковы для всех семян. Ежедневно подсчитывали количество проросших семян и заносили в рабочую таблицу. Собранные данные занесли в электронную таблицу Excel и проанализировали.»
-
-
водопроводная вода кипячёная вода Пятый день эксперимента
-
минеральная вода талая снеговая вода
-
дистиллированная вода Седьмой день эксперимента Пятнадцатый день эксперимента (первые проросшие семена)
-
стадия 8- ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
стадия 9- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
«Всхожесть семян кукурузы составила 23% (115 проросших на 500 семян); всхожесть подсолнечника 18% (90 проросших на 500 семян) (рис.5). Это очень маленькая всхожесть, такие семена не пригодны для высаживания и годятся только в пищу. Минимальная всхожесть для семян, используемых в сельском хозяйстве, должна составлять 95%.»
-
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
«На рисунке 6 видно, что кукуруза прорастала более интенсивно, пик прорастания пришелся на 4 -6 дни. Подсолнечник прорастал более равномерно в течение всего эксперимента.»
-
«При анализе всхожести кукурузы выяснилось, что максимальную всхожесть 37% дала кукуруза, прораставшая в дистиллированной воде (рис. 7 вода №5). Минеральная вода значительно замедляла прорастание (рис. 7 вода №3), всхожесть 4%. Водопроводная вода также дала хорошую всхожесть семян кукурузы – 33%. Не проросшие семена быстро заплесневели. Минеральная вода замедляла и гниение семян, к концу эксперимента они сохранились в неизменном виде.»
-
«При анализе всхожести подсолнечника выяснилось, что его семена менее чувствительны к различиям в составе воды. Максимальную всхожесть 25% дали семена, прораставшие в талой снеговой воде (рис. 8 вода №4). Минеральная вода практически не замедляла прорастание (рис. 8 вода №3), всхожесть 14%. Талая и водопроводная вода дали примерно равную всхожесть семян подсолнечника, всхожесть 15-18%.»
-
стадия 10- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Также, как и цель, результаты исследования формулируются вместе с учеником «Таким образом, в результате эксперимента выяснилось: семена, приобретённые в магазине, не годятся для сельского хозяйства по причине плохой всхожести – 18-23% в среднем; кукуруза прорастает более интенсивно, чем подсолнечник; на этапе прорастания семян, кукуруза более чувствительна к составу и свойствам воды; минеральная вода угнетает прорастание семян кукурузы, а дистиллированная стимулирует; семена подсолнечника менее чувствительны к различиям в составе воды и прорастают более равномерно во времени; растения разных видов имеют разную чувствительность к составу и свойствам воды на этапе прорастания семян. Дальнейшее изучение минерального состава воды и её свойств позволит выяснить, какие именно вещества влияют на прорастание семян разных видов растений.»
-
стадия 11- ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обязательно последовательное выполнение трёх видов работы: Основной текст по правилам оформления научной статьи Электронная презентация исследования (Power Point, Prezi.com) Доклад к презентации Важен универсальный характер оформления результатов, который даёт возможность их очного и заочного представления (например, опубликования)
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ
В процессе работы совершенствовались практически все УУД и ПК, реализуемые ФГОС. Решались предметные, метапредметные и личностные задачи образовательного процесса. НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ Научная новизна – высокая оригинальность работы (вид растений, состав воды) обусловливает научную ценность результатов. Точность эксперимента определяет достоверность результатов. Практическая значимость – рекомендации садоводам более внимательно относиться к выбору состава и свойств воды при проращивании семян.
-
Пример №2 разработки учебных проектов на базе СОШ
На первой стадии практической реализации задач исследования необходимовыбрать универсальный объект исследования, который можно было бы рассмотреть в концептуальных системах. Объект может быть СЛОЖНЫМ, МНОГОКОМПОНЕНТНЫМ, НО КОНКРЕТНЫМ: парк, водоём, дом, персона, литературное произведение, и т.п. Объект – река Нева
-
стадия 2 - ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
1.) Биология Биоразнообразие водных организмов (рыб, моллюсков, водорослей и проч. по группам) Динамика численности (по видам) Патологии водных организмов в связи с загрязнением Невы Очистка стоков, попадающих в Неву Восстановление биоразнообразия Невы 2.) Химия, биохимия и экология Химический состав вод (донных отложений) Тяжёлые металлы в водах Невы (донных отложениях, водорослях, животных) Самоочищение вод Невы Сравнительный анализ вод Невы и др.
-
ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
3.) Биофизика Скорость водотока и организмы Динамика температуры воды в Неве и организмы Определение пределов толерантности водных организмов по температуре
-
4.) География Изменение русла Невы Изменение ландшафтов Невой Природно-территориальные комплексы Невы Хозяйственная деятельность человека и Нева 5.) История История освоения устья Невы (берегов, конкретных стоянок) Нева и традиционные ремёсла История судоходства на Неве
-
6.) Литература Нева в русской и зарубежной поэзии (прозе) Прогулки по набережной (кого из поэтов (писателей) можно было встретить, прогуливаясь по Неве в разное время) 7.) Обществознание Военное значение Невы в разные периоды Нева и революция Нева и ВОВ История общественных движений в защиту Невы
-
8.) Математика (математическая статистика) Расчёт объёма вод Невы (по сезонам, приливам, работе дамбы) Вычисление зависимости между ростом численности населения и объёмом сточных вод. 9.) ОБЖ Купание в Неве Доврачебная помощь при утоплении (в связи с особенностями Невы) Использование невской воды в бытовых целях
-
стадия 3- ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Направление - БИОХИМИЯ Тема - Сравнительный анализ вод реки Невы и пруда в парке отдыха «Таврический»
-
стадия 4- ВЫБОР ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ
1.) Целевая аудитория №1 – учащиеся 5 -7 классов (изучают Ботанику и Зоологию) 2.) Целевая аудитория №2 – учащиеся 8 - 11 классов (изучают Химию) Биологическая часть идентична – определение видов и подсчёт численности (по группам на 1 л. воды). Для целевой аудитории №1 понятие «состав и свойства воды» взято в упрощённом смысле – цвет, мутность, запах, количество простейших, количество водорослей, жёсткость и т.п. Для целевой аудитории №2 кроме того, важен анализ ионного состава воды и степень её минерализации.
-
стадия 5- ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Начало работы с учеником (Целевая аудитория №1 – учащиеся 7 классов)
-
Раскрытие перед учеником проблемы: «Насколько вода в стоячей воде грязнее, чем в проточной? По каким параметрам? В чём сходство?» Осознание учеником актуальности проблемы Совместная формулировка цели «Цель данной работы – Задачи исследования:
-
стадия 6- ПРОГРАММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
Учитель знает, каким будет результат исследования: Но ученику не говорит! стадия 7 - ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Отбор проб воды Подсчёт плотности биоты Определение организмов (список видов) Исследование химического состава (насколько возможно)
-
стадия 8- ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
стадия 10- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Также, как и цель, результаты исследования формулируются вместе с учеником «Таким образом, в результате эксперимента выяснилось: … Дальнейшее изучение состава воды и её свойств позволит выяснить ...» стадия 9 - АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
-
стадия 11- ОФОРМЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обязательно последовательное выполнение трёх видов работы: Основной текст по правилам оформления научной статьи Электронная презентация исследования (Power Point, Prezi.com) Доклад к презентации Важен универсальный характер оформления результатов, который даёт возможность их очного и заочного представления (например, опубликования)
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.