Содержание
-
ШКОЛАДЕЛОВОГООБЩЕНИЯ И ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА
-
Главная цель открытия школы:повышение уровня коммуникативной компетентности для эффективного общения в любых жизненных и профессиональных ситуациях.
«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми». Теодор Рузвельт «То, как мы общаемся с другими людьми и с самими собой, в конечном счёте, определяет качество нашей жизни». Энтони Роббинс
-
Тематический план занятий на 2015/2016 годы
-
Урок 1. ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Значение социально-психологической компетентности. Функции и особенности делового общения. Общение как восприятие. Первое впечатление и точность интерпретации (типичные ошибки восприятия). Самопрезентация и социальный самомониторинг. Общение как коммуникация. Вербальная коммуникация. Передача информации и факторы, влияющие на её качество. Невербальная коммуникация. Роль невербального общения в установлении и поддержании делового контакта, анализ наиболее значимых невербальных сигналов.
-
«В общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих, однако ж не только тех, кто талант к сему Искусству имеет, а тех, кто сии мудрые законы знает и с пользою их применяет».
-
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
-
«Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми». Сухомлинский «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». Петр Чаадаев «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой в этом мире товар». Дж. Рокфеллер
-
Что такое общение?
Общение– взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, с помощью различных средств коммуникации, и установление последующих взаимоотношений.
-
Деловое общение
Деловое общение – общение, имеющее целью организовать или оптимизировать какой-либо вид предметной деятельности (производственной, научной, общественной и др.), т.е. предметом делового общения является ДЕЛО. Главная задача делового общения – создание обстановки продуктивного сотрудничества и взаимопонимания для достижения хорошего результата.
-
Функции общения
Интегративная(средство объединения людей) Социально-практическая (процесс социализации, передача практического опыта в процессе обучения) Информационно-коммуникативная Эмоционально-психологическая (взаимоотношения, взаимное влияние, взаимопонимание) Самовыражение и самореализация
-
Содержание общения
Передача информации партнёру по общению Восприятие партнерами друг друга Взаимная оценка Взаимодействие Взаимное влияние Управление групповой или массовой деятельностью
-
Общительность
Общительность – психическая готовность человекак организаторско-комуникативной деятельности. Общительность является не только социально-психологическим, но и профессиональным качеством для любого специалиста, работающего в тесном контакте с людьми.
-
Тест Ряховского на степень коммуникативностиОценка ответов: "да" – 2 балла, "иногда" – 1 балл, "нет" – 0 баллов
Вам предстоит деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание «из колеи»? Откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением на каком-либо совещании, собрании? Вам предлагают поехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем-либо? Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой - показать дорогу, назвать время, ответить на вопрос? Считаете ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
-
9. В ресторане или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? 11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании? 12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? 13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так? 14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, Вы предпочтете промолчать и не вступите в спор? 15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? 16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
-
Коммуникативные навыкичеловека, работающего с людьми
Умение слушать Умение задавать вопросы Умение излагать свои мысли Умение понимать невербальную коммуникацию Умение располагатьк себе и вызывать симпатию
-
Составляющие общения
Восприятие Коммуникация (вербальная и невербальная) Взаимодействие
-
Восприятие: основные понятия
Ошибки восприятия: фактор превосходства фактор привлекательности фактор отношенияк нам стереотипы Имидж – управление впечатлением: самопрезентация социальный самомониторинг
-
Общение как коммуникация: вербальный канал
-
Умение говорить
Важные моменты в процессе передачи информации: способ и качество передачи информации; точность передачи информации для уменьшения искажений в интерпретации; воспроизводимость; знание адресата; отношение к содержанию информации; межличностные отношения с адресатом; завершенность цикла общения.
-
-
-
Общение как коммуникация:невербальный канал - «язык тела»
Кинесика Проксемика Такесика Просодика Экстралингвистика
-
Кинесика
Мимика Визуальный контакт (взгляд) Жесты Поза Походка
-
Мимические коды
-
-
Деловой взгляд
-
Социальный взгляд
-
Интимный взгляд
-
КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ
Коммуникативные – выразительные движения, замещающие элементы речи Описательно-изобразительные – сопровождающие речь и вне речевого контекста теряющие смысл Модальные – относятся к выразительным движениям, выражающим оценку, отношение к людям Жесты-сорняки – не несущие смысловой нагрузки
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Такесика
Рукопожатие Похлопывания Поцелуй
-
Проксемика
Дистанция: Интимная Личная (персональная) Социальная Публичная Ориентация в пространстве (по отношению к собеседнику)
-
Просодика и экстралингвистика
Характеристики голоса: интонация громкость тембр паузы, а также вздохи смех плач кашель
-
-
-
-
Общение как взаимодействие
-
Урок 2. Общение как взаимодействие.
Психологические позиции партнеров в процессе общения. Психологическая культура делового разговора. Техники активного слушания. Виды вопросов. Техники постановки вопросов. Барьеры на пути к эффективной коммуникации.
-
Психологические позиции партнеров в процессе общения:
подстройка «сверху»; подстройка «снизу»; подстройка на «равных».
-
Основные коммуникативные формы
Монологическая Диалогическая Полилогическая
-
Умение слушать
У человека два уха и один язык. Слушайте больше, чем говорите! Одно ухо воспринимает смысл, другое – эмоции.
-
-
Основные формы слушания:
нейтральная (сбор информации); оборонительная (скептическое отношение к собеседнику); наступательная (стремление «подловить» собеседника); вежливая (паузы между собственными высказываниями); селективная (слышим то, что хочется услышать); активная (понимающий собеседник, располагающий к диалогу).
-
СлУшать и слЫшать?
-
Уровни слушания
-
-
Виды слушания
Нерефлексивное: не отражающее, «впитывающее», внимательное слушание Рефлексивное: отражающее, с обратной связью
-
Приемы активного слушания
перефразирование поощрение собеседника уточнение, прояснение резюмирование отражение эмоций
-
Проявление заинтересованности в слушании
На невербальном уровне: нахождение на одном уровне, в открытой позе; зрительный контакт; небольшой наклон головы, кивание в знак одобрения, непринужденные жесты; улыбка или мимика, соответствующая теме беседы.
-
На вербальном уровне: «поддакивания» («угукания»,«да-да», «так-так», «понятно»); поощрение говорящего с помощью побудительных слов и фраз, в том числе задавание вопросов.
-
«Задающий вопрос рискует стать дураком на пять минут, не задающий вопросы остается дураком на всю жизнь». Конфуций
-
Виды вопросов
открытые закрытые а также: альтернативные информационные контрольные встречные и другие
-
Правильная постановка вопросов дает возможность:
привлечь внимание; получить информацию - дать собеседнику возможность проявить себя, показав свои знания и предоставив вам нужную информацию; побудить к какому-либо действию («не могли бы Вы…?»); разговорить – активизировать собеседника, чтобы от монолога перейти к более эффективному виду общения – диалогу; перехватить и удержать инициативу в разговоре; направить процесс передачи информации в нужное русло.
-
Как отвечать на вопросы?
Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (несколько секунд). Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части. Если вопрос труден по содержанию, то: попросите повторить вопрос ( в нем могут измениться акценты, а то и смысл); повторите вопрос так, как вы его поняли; попросите несколько минут на размышление. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.
-
Как быть с некорректными вопросами?
Некорректный вопрос – это вопрос: вторгающийся в коммерческие тайны; задевающий интимную сферу вашей жизни; оскорбляющий достоинство вашей личности; плохо сформулированный. Варианты ухода от некорректного вопроса: ответ вопросом на вопрос; переадресовка, отправление к более компетентному лицу; игнорирование; перевод разговора на другую тему; «срочное дело»; демонстрация полного непонимания ситуации; негативная оценка самого вопроса; юмор, ирония, сарказм.
-
-
Коммуникативные барьеры на пути эффективного взаимодействия
Барьер общения – препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному взаимодействию партнеров.
-
Барьер темперамента:
холерик сангвиник меланхолик флегматик
-
Барьер акцентуации характера:
гипертимический дистимический возбудимый застревающий педантичный тревожный эмотивный демонстративный экзальтированный
-
Барьер манеры общения
Варианты характеристик субъектов общения: доминантный недоминантный мобильный ригидный экстравертный интровертный
-
Барьеры отрицательных эмоций:
страдания гнева отвращения и брезгливости презрения страха стыда и вины плохого настроения
-
Барьер недостаточного понимания важности общения
-
Барьер неправильной установки сознания
стереотип предвзятые представления неправильные отношения отсутствие интереса пренебрежение фактами
-
Барьер речи
Неправильный выбор слов Ошибки в построении сообщения Слабая аргументация Неверная оценка способности партнера понять излагаемую ему информацию
-
Физические барьеры
Барьеры физической среды Барьеры композиции физического пространства Барьеры физических состояний общающихся
-
Другие группы барьеров
Социально-ролевые Информационно-познавательные Идеологические Социально-психологические Организационно-психологические Психосоциальные
-
-
МОИ КОНТАКТЫ
Гордеева Ирина Витальевна +7 919 490 22 33 e-mail:trener.gordeeva-iv@yandex.ru Группа ВКонтакте: Школа Речевого Имиджа vk.com/ritorschool
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.