Содержание
-
Синдромы речевых нарушений
Лапшина Л.М., к.б.н., доцент
-
Речь как сложная функция коры б.п.
-
-
ВАЖНО!!!
Большое значение в речевой деятельности имеют теменные доли мозга, которые осуществляют восприятие и анализ двигательных импульсов, поступающих в ЦНС от речевого аппарата в процессе его функционирования. Эти импульсы называются речевыми кинестезиями. Они обеспечивают обратную связь, без которой нормальное речевое развитие невозможно.
-
Речь как функция всей нервной системы и организма в целом
Т.о., в осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух носа и полости рта (резонаторные системы). Кроме того, необходима координация дыхания, голосообразования и произношения звуков
-
Невропатологическая классификация речевых нарушений
I. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением ЦНС: Афазия – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон; Алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения речевых зон в доречевом периоде; Дизартрия – нарушение звукопроизностительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры (в зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрии)
-
Продолжение
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС: 1. Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. 2. Мутизм(и сурдомутимз) -это полное отсутствие речи при условии сохранности речедвигательного аппарата (структур, обеспечивающих речь: коры головного мозга, проводящих путей). У больного сохранена способность говорить, но спонтанная и диалоговая речь, мимика и жестикуляция полностью отсутствуют. При этом он способен понимать чужую речь.
-
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата: 1. Механическая дислалия –нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. 2. Ринолалия-расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.
-
IV. Нарушения письменной речи: 1. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2. Дислексия - это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме.
-
V. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при педагогической запущенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.