Содержание
-
Классификация речевых нарушений
-
Принципы анализа речевых нарушений Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений Психолого-педагогическая классификация. Виды нарушений. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений
-
Принципы анализа речевых нарушений
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия Принцип системности - подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Все психические процессы у ребенка взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи
-
Клинико-педагогическая классификация
Нарушения речи Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Расстройства фонационного оформления высказывания Нарушения стуктурно-семантического оформления высказывания Дислексия Дисграфия Алалия Афазия Дисфония (афония) Тахилалия Дизартрия Брадилалия Ринолалия Дислалия Заикание
-
Дисфония (афония)
отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи
-
Брадилалия
патологически замедленный темп речи Синоним: брадифразия Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной
-
Тахилалия
патологически ускоренный темп речи Синоним: тахифразия Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной
-
Заикание
нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата Синоним: логоневроз Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка
-
Дислалия
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки
-
Ринолалия
нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее), палатолалия Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс
-
Дизартрия
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии
-
Алалия
отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее)
-
Афазия
полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга Синонимы: распад, утрата речи У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована
-
Дислексия
частичное специфическое нарушение процесса чтения Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного
-
Дисграфия
частичное специфическое нарушение процесса письма Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений
-
Психолого-педагогическая классификацияР.Е. Левина
Нарушения речи Нарушение в применении средств общения Нарушение средств общения Заикание Общее недоразвитие речи Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
-
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем
-
Общее недоразвитие речи
различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня
-
Заикание
нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.