Содержание
-
Дети с нарушением речи
МАДОУ ЦРР детский сад «Зодчий» Маркова Юлия Александровна
-
Нарушения речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностьюиличастично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
-
Логопедия (от греч. lo'gos — слово, речь и paidei'a — воспитание, обучение)отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.Синонимы: дефектология, медицина, педагогика.
-
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
-
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие: 1.Углубленное изучение (в том числе психолингвистических) механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности 2. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов 3. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 4. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития. 5. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.
-
6. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах. 7. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 8. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений. 9. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи. 10. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники. 11. Анализ достижений в области логопедии, имеющихся в отечественной и зарубежной теории
-
Задачи: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.
-
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи
-
Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска
Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.) Социально-психологические факторы Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.
-
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: * в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выраженности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков; * в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации
-
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на две группы.
I. Нарушения устной речи. 1. Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи: афония, дисфония; брадилалия; тахилалия; заикание; дислалия; ринолалия; дизартрия. 2. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи: алалия; афазия. II. Нарушения письменной речи. 1. Дислексия (алексия). 2. Дисграфия(аграфия).
-
Классификация нарушений речи
КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Нарушения внешнего оформления речи Нарушения внутреннего оформления речи Дислексия Дисграфия
-
Почему возникают речевые нарушения?
Причины могут быть обусловлены разными факторами: 1. Болезни, перенесённые родителями или одним из них (алкоголизм, наркомания, сифилис, туберкулёз, нервные заболевания) 2. Родовые травмы 3. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств 4. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания
-
Дислалия
Это нарушение звукопроизношения Механическая: неправильный прикус, строение зубов, строение твёрдого нёба , аномально большой или маленький язык ,короткая уздечка Функциональная : она связана с неправильным речевым воспитанием ребёнка в семье , неправильным звукопроизношением взрослых,педзапущенность,незрелость фонематического восприятия
-
Нарушение голоса
Это отсутствие или расстройства голосообразование вследствие патологических изменений голосового аппарата. Дисфония: частичное нарушение голоса Афония: полное отсутствие голоса
-
Ринолалия
Нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата
-
Дизартрия
Нарушение звукопроизносительной мелодикоинтонационной стороны речи, обусловленное иннервации мышц речевого аппарата Анартрия: полное невозможность произношения речевых звуков Стёртая дизартрия: Еле заметные слушателю нечёткости произношения
-
Заикание
Нарушение плавности речи , обусловленное судорогами мышц речевого аппарата
-
Алалия
Отсутствие или недоразвитие речи у детей обусловленное органическим головного мозга Экспрессивная-моторная Не формируется звуковой образ слова Импрессивная - сенсорная: Характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полном физическом слухе
-
Афазия
Это полное или частичная утрата речи обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.
-
Нарушение развитие речи
ОНР -это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. 1.Невладеют общеупотребительными средствами общения 2.имееются начатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи-развито. 3.Используют развёрнутую фразовую речь.
-
ФФН- нарушение формирования произносительной системы родного языка в следствие дефектов восприятие и произношения фонем. Отсутствие звука Замена одного звука другим определённым звуком. Смешение тех звуков которые входят в состав определенных фонетических групп
-
Нарушение письма и речи
Дисграфия и дислексия – частичное нарушение расстройства процессов чтения и письма. Аграфия и алексия – полное неспособность овладение письмом и чтением.
-
Дисграфия
Артикуляторно – акустическая – наблюдаются различные искажения звукопроизношения ,недостаточность фонематического восприятия речевых звуков. Акустическая - несформированность процессов фонематического восприятия.
-
3.Дисграфия связанная с нарушением языкового анализа и синтеза(«надерево», «и дут») 4.Агроматическая - недостаточность развитие стороны устной речи детей,а на письме нарушаются грамматические связи между словами. 5.Оптическая – связанна с недоразвитием пространственных представлений анализа и синтеза зрительного восприятия( зеркальное письмо).
-
Дислексия
1.фонематическая- наблюдается у детей с несформированными функциями фонематического восприятия ,анализа и синтеза( путают буквы). 2. Семантическая – обусловлена несформированностью процесса звуко- слогового синтеза (механическое чтение)
-
3. Аграмматическая – наблюдается у детей с несформированностью грамматической стороны речи. 4.Мнестическая связано с нарушением установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука( дети не могут запомнить и сопоставить их со звуком) 5.Оптическая (зеркальное чтение) - при чтение буквы сходные по начертанию смешиваются и взаимозаменяются.
-
Коррекционная работа
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в следующих типах учреждений: ясли-сад для детей с нарушениями речи, логопедический детский сад, группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа, учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи, школа для детей с нару-шениями речи, логопедические пункты при общеобразовательных школах, группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа. В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры: логопедические кабинеты при детских поликлиниках, 'речевые' стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т.п
-
Список литературы
1.Аксёнова Л. И,АрхиповБ.А.,Белякова.Л.И. «Специальная педагогика» под ред. Назаровой. Н.М. 3 изд. Москва,2004г. 2.Филичева.Т.Б, Чевелёва. Н.А, Чиркина. Г. В «Основы логопедии» Москва, 1989. 3.Ястребова.А.В « Коррекция недостатков речи у учащихся образовательных школ» Москва,1997. 4.Кузнецова.Л.В. «Специальная психология»Москва,2005.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.