Презентация на тему "Виды речевых нарушений."

Презентация: Виды речевых нарушений.
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Виды речевых нарушений." по педагогике, включающую в себя 28 слайдов. Скачать файл презентации 0.58 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Виды речевых нарушений.
    Слайд 1

    Классификация речевых нарушений. Нарушения устной и письменной речи. Токарева Н. В.

  • Слайд 2

    Классификация речевых нарушений по Р. Е. Левиной: Клинико-педагогическая; Психолого-педагогическая (педагогическая).

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Нарушения устной речи

  • Слайд 5

    Дисфония

    Дисфония — это качественные нарушения голоса, которые проявляются гнусавостью, осиплостью, охриплостью и т.п.Следует отметить, что дисфония – неполное нарушение голоса, то есть голос присутствует, но изменен.Афония – полная потеря голоса.

  • Слайд 6

    Брадилалия

    Брадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.

  • Слайд 7

    Тахилалия

    Тахилалия - нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. 

  • Слайд 8

    Заикание

    НАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТАДля преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя:- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы- психотерапевтическое воздействие- коррекционные занятия с логопедом- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий

  • Слайд 9

    Дислалия

    НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРАДислалия делится на группы: Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье 2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата

  • Слайд 10

    РИНОЛАЛИЯ

    НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ МЯГКОГО НЕБА)Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.

  • Слайд 11

    Дизартрия

    ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного) в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе) - в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении

  • Слайд 12

    Нарушения письменной речи

  • Слайд 13

    Дислексия

    Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

  • Слайд 14

    Дисграфия

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся и у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией, полная неспособность письма – аграфией.

  • Слайд 15

    Нарушения структурно – семантического оформления высказывания

  • Слайд 16

    Алалия

    Алалия – грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

  • Слайд 17

    Афазия

    Афазия –это системное нарушение уже сформировавшейся речи(в отличие от алалии). Возникает при органических поражениях речевых отделов коры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

  • Слайд 18

    Психолого-педагогическая классификация

  • Слайд 19

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Заикание – рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

  • Слайд 20

    Детей с дефектами речи, условно можно разделить на 3 группы: Первая группа – фонетические нарушения речи. Они выражаются как в нарушении произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений. Вторая группа – фонетико-фонематические нарушения. Для них характерно то, что ребёнок не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звучаниями. Третья группа – общее недоразвитие речи. Оно выражается в том, что нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи. Страдает умение различать звуки речи, правильность слогового оформления слов, словарь, грамматика языка, связная речь.

  • Слайд 21

    Р. Е.Левиной были выделены три уровня общего недоразвития речи (ОНР): На первом уровне наблюдается полное или почти полное отсутствие словесных средств общения в возрасте 5—6 лет, когда у детей без речевой патологии речь в основном сформирована. На втором уровне появляются общеупотребительные слова, хотя и искажённые. Намечается различение некоторых грамматических форм. Третий уровень характеризуется наличием развёрнутой фразо­вой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

  • Слайд 22

    Дети с нарушениями речевого развития 8 вида — это особая категория детей с отклонениями в речевом и интеллектуальном развитии системного характера. Это нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, недоразвитие фонематического слуха, нарушения в грамматическом строе речи, связных высказываний, ограниченность словаря, просодики.

  • Слайд 23

    Системное недоразвитие речи

     Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умствен­ной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

  • Слайд 24

    Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение зву-копроизношения, грубое недоразвитие фонематического воспри­ятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных син­таксических конструкциях, в нарушении согласования прилага­тельного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа). 

  • Слайд 25

     Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющие­ся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. 

  • Слайд 26

    ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

    Звук заменяется другим, более простым по артикуляции (л – у) Звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета) Звук произносится искаженно: горловой Р, межзубный С

  • Слайд 27

    ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ НАРУШЕНЫ

    Сигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ) Ротацизм – дефекты произношения звуков «р, р'» Каппацизм – дефекты произношения звуков «к, к'» Дефекты озвончения – замена звонких согласных парными глухими Хитизм – дефекты произношения звуков «х, х'» Гаммацизм – дефекты произношения звуков «г, г'» Ламбдацизм – дефекты произношения звуков «л, л'» Йотацизм – дефекты произношения звука «й» Дефекты озвончения – замена мягких согласных твердыми Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения Ринофония – нарушен только тембр голоса

  • Слайд 28

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке