Содержание
-
Сказкотерапия
-
Игровые моменты
-
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
-
В своем творчестве к сказкам обращались:
Э. Фромм Э. Берн Э. Гарднер А. Менегетти М. Осорина Е. Лисина Е. Петрова Р. Азовцева Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.
-
Функции сказки:
психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.
-
Возможности работы со сказкой:
Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека, выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
-
Классификация сказок (Т.Д. Зинкевич – Евстегнеева)
-
Художественные (народные и авторские) К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Народные сказки связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок. Авторские художественные сказки рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. Дидактические Создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
-
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Психотерапевтические Часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
-
Психокоррекционные Создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
-
Основные приемы работы со сказкой:
Анализ сказок. Рассказывание сказок. Переписывание сказок. Постановка сказок с помощью кукол. Сочинение сказок.
-
Анализ сказок.
Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагается ответить на ряд вопросов: "Как вы думаете, о чем эта сказка?"; "Кто из героев больше всего понравился и почему?"; "Почему герой совершил те или иные поступки?"; "Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков, которые описаны в сказке?", "Что было бы, если бы в сказке были одни хорошие или плохие герои?", а также другие вопросы. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
-
Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура состоит в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая. "Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы Яги, лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок".
-
Переписывание сказок.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Это - важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
-
Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
-
Сочинение сказок.
В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
-
Принципы работы со сказками:
-
Структура коррекционно – развивающего сказкотерапевтического занятия.
-
Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-инвалидами
Гадкая морковка. Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой. Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился:- Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась?- От верблюда! – брякнула Морковь. Ведь она была гадкая!- Ну, это мы сейчас проверим, - дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку. Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она - гадкая и крикнула:- Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить!- Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! – неожиданно похвалил дядя Коля Морковку. Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить. Но дядя Коля вдруг сказал:- Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород! Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила:- А что мне у тебя делать?- Погостишь. Не понравится – обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся. Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась. Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем. Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева. Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора. Морковке вдруг стало страшно:- Я – гадкая! Увези меня обратно! – запищала она.- И не подумаю. Я сам гадкий, - ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И Морковка снова почувствовала себя королевой. А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке. А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят. Прочтение и анализ сказки помогает ребенку с ограниченными возможностями поверить в свои силы, осознать свою значимость и ценность; развивает чувство собственного достоинства.
-
Пример сказки для занятия по сказкотерапии с детьми-сиротами
Под ковром. Тигр и лошадь жили под ковром в гостиной. Они были закадычными друзьями. Им нравилось жить в ГОСТИНОЙ, потому что они любили принимать ГОСТЕЙ. В том же доме жила девочка Шейла. Однажды она спросила их:- Как это вы умещаетесь под ковром?- Очень просто, мы ведь воображаемые, - ответили они.- Я воображаемый тигр. - А я воображаемая лошадь.- А где же твое сено? – спросила Шейла у лошади.- Под ковром, - ответила лошадь. - Это ведь воображаемое сено.- А твои кости тоже под ковром? – спросила она у тигра.- Кости? Конечно, - ответил тигр и облизнулся. Потом он спрятался под ковер. Лошадь последовала за ним, и Шейла осталась одна. Она достала лист бумаги, нарисовала несколько кусочков сахару и сунула рисунок под ковер. Чуть погодя она услышала похрупывание и "чам-чам-чам” – лошадь ела сахар с большим удовольствием. Тогда Шейла написала на клочке бумаги записку: "Что любят тигры?” – и сунула записку под ковер. Под ковром зашушукались, затем высунулась лошадиная голова и сказала:- Бутерброды с сеном!- Ах ты гадкая лошадь! – сказала Шейла. – Бутерброды с сеном любят не тигры, а лошади. Пойди и спроси тигра, что он хочет! Лошадь спряталась, и вылез тигр.- Я хочу наручные часы, - сказал он. – Чтобы знать, который час.- Хорошо! – сказала Шейла. Она нарисовала часы и протянула ему. А потом нарисовала бутерброды с сеном для лошади. Тигр исчез. Но вскоре оба появились опять.- Большое-большое спасибо, Шейла! – сказали они и поцеловали ее.- Подумайте, что вам еще надо, только скорей, - сказала Шейла. – А то мне пора уже идти спать.- Нам бы хотелось еще зонтик.! – сказали тигр и лошадь.- Зонтик? – удивилась Шейла. – Разве под ковром идет дождь? Ах, да! Это воображаемый дождь.- Ну конечно! – сказали они. И она нарисовала им зонтик.- Спасибо! – сказали тигр и лошадь. – Спокойной ночи.- Спокойной ночи! – ответила Шейла и пошла спать. Но потом ей вдруг пришло в голову: "Наверное, ужасно обидно, когда есть новый красивый зонтик и нет дождя!” И она нарисовала на большом листе бумаги дождь, спустилась на цыпочках в гостиную и сунула дождь под ковер. Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нем, как в лодке. "Наверное, я нарисовала слишком много дождя”, - подумала Шейла. После завтрака она опять пришла в гостиную. Мама в это время как раз подметала ковер. Ни воды, ни зонта, ни тигра, ни лошади – ничего не осталось. Шейла взяла свой альбом для рисования и нарисовала тигра и лошадь крепко спящими. Скоро мама ушла. А Шейла все сидела и глядела на огонь в камине. В гостиной было тихо-тихо, только из-под ковра доносился громкий храп.Прочтение и анализ этой сказки поможет наладить отношения между ребенком-сиротой и претендентами на его усыновление.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.