Содержание
-
Сказкотерапия
1. Контексты использования сказкотерапии 2. Функции сказок 3. Типы сказок 4. Алгоритм создания психокоррекционной сказки 5. Методы сказкотерапии
-
Литература:
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
-
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с. Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с. ПезешкианН. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
-
Сказкотерапия
— течение в психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки).
-
Контексты использования сказкотерапии
Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Пример: Анализ «Сказки о Курочке Рябе» в правильном варианте
-
Сказкотерапиякак инструмент развития. Пример: использование сказок для детей с нарушениями слуха
-
Сказкотерапиякак нарратив, сценарий жизни (К.Г. Юнг, Э. Берн) Примеры группы
-
Сказкотерапиякак психотерапия. Пример – «Невкусный колобок» Киселевой.
-
Функции сказок
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: · о жизненно важных явлениях; · о жизненных ценностях; · о постановке целей; · о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
-
3. В сказке в символической форме содержится информация о том: как устроен этот мир, кто его создал; что происходит с человеком в разные периоды его жизни; какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; как приобретать и ценить дружбу и любовь и др.
-
Типы сказок
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.
-
Ткач Р.М. по отдельно взятым детским проблемам: Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и др. Сказки для гиперактивныхдетей. Сказки для агрессивных детей. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.
-
Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
-
Алгоритм создания психокоррекционной сказки
1. Подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка. 4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. 5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.
-
Методы сказкотерапии
Рассказывание сказки. Рисование сказки. Сказкотерапевтическаядиагностика. Сочинение сказки. Изготовление кукол. Постановка сказки.
-
Особенности сказкотерапиис детьми
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: 1) ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); 2) ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; 3) ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживав причинно-следственные связи (откуда это взялось, почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).
-
Основные приемы работы со сказкой
1. Анализ сказок Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Вопросы: • Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? • Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? … Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков.
-
2. Рассказывание сказок Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
-
3. Переписывание сказок Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это —важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
-
4. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
-
5. Сочинение сказок Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.
-
Функции сказкотерапии для особых детей:
1. Развивающие сказки – например, развитие перцепции и других познавательных процессов (формирование сенсорных, пространственных эталонов) 2. Медитативные сказки - работа с эмоциональной сферой, например, снятие нервно-психического напряжения, снижение агрессивности. 3. Сказки на проработку взаимоотношений ребенка (с родителями, сиблингами, сверстниками)
-
Виды медитативных сказок
Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильно-кинестетической. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между родителями и детьми. Это образы, которые могут стать впоследствии духовными ориентирами.
-
Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, самоактуализацию, а также исследование различных явлений нашей жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.