Содержание
-
Социальная адаптация и реабилитация лиц с умственной отсталостью.
Выполнила: Крылова М.В.
-
"Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции" (Выготский Л. С.).
-
Социальная адаптация детей с нарушениями психического развития в значительном числе случаев протекает в специфических социально-психологических условиях, являющихся источником тормозящих и деструктивных влияний на все основные сферы их личности и формирующих широкий спектр так называемых вторичных нарушений поведения и деятельности. Каковы бы ни были особенности психического отставания детей и подростков, порождающие различные по проявлениям и выраженности отклонения в поведении, во всех случаях нарушается равновесие между ними и окружающей средой, что приводит к возникновению затруднений в приспособлении к ней.
-
Исследования Института коррекционной педагогики Российской академии образования показали следующее.67,9% обучающихся с умственной отсталостью предпочитают пассивные формы досуговой деятельности; изучение ориентаций на будущее выявило преобладание мотивов ближайшего будущего, практически отсутствует стремление к самопознанию. К такому важному фактору адаптационного процесса, как ведение домашнего хозяйства, проявили интерес только 16,5% опрошенных учащихся 9-х классов специальных (коррекционных) школ-интернатов.Изучение профессионального определения показало, что 56,2% подростков с нарушенным интеллектом не желают в будущем трудиться по профилю получаемой в школе специальности; круг «желаемых» профессий узок, знания о существующих видах труда и доступных учащимся ограничен («рабочий на заводе», «хоть где», «где больше платят»), слабо связан с региональной спецификой, в ряде случаев неадекватен возможностям личности («водитель теплохода», «врач», «дрессировщик зверей» и др.). 13,4% не могли определиться ни в одной сфере труда.Изучение практической ассимиляции выпускников специальных коррекционных интернатов, выявило, что по специальности, полученной в школе, работают только 4,2% опрошенных; 42,3% выпускников отказались повышать свою квалификацию по полученной специальности, считая ее бесперспективной, 10,7% не работают и не учатся, остальные подрабатывают, где придется, или учатся в профессиональных училищах по другой специальности.
-
Анализ самооценки учащихся относительно их готовности к самостоятельной жизни и труду позволяет сделать заключение как о крайне завышенном уровне самооценки, не соответствующем объективной реальности, так и недостаточном контакте с окружающей действительностью. 83,2% учащихся выпускных классов специальных коррекционных интернатов для детей с нарушениями интеллекта считают себя полностью подготовленными к жизни; испытывают тревогу по поводу будущей самостоятельной жизни только 42,0% подростков, называют в качестве причин для беспокойства работу, семью, жилье и т.д., 58,0% детей не проявляют тревоги по поводу предстоящих жизненных изменений. Нетрудно предсказать уровень их социальной зависимости от государства и общества.
-
Адаптивная образовательная среда - это, проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков.
-
При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, многие исследователи рекомендуют опираться на приоритетные направления работы коррекционных учреждений: укрепление здоровья и физического развития; психическое развитие; гражданское становление; приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения; образовательная деятельность; трудовая деятельность; правовое образование и воспитание; профессиональное развитие; творческое развитие. Таким образом, социальная адаптация умственно отсталых обучающихся заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из социальной готовности, трудовой готовности, морально-волевой (психологической) готовности, физической готовности.
-
Социальная готовность предусматривает следующие критерии: адаптация к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения (со своими сверстниками, сверстниками из другой социальной среды, младшими, старшими детьми, взрослыми); сформированность навыков коллективной деятельности и общения; сформированность навыков социально-бытовой ориентации; сформированност навыков организации самостоятельной жизни и деятельности. Трудовая готовность включает следующие критерии: готовность к труду по самообслуживанию, сформированность общих житейских умений и навыков; готовность к труду в домашнем хозяйстве; подготовка к будущей профессиональной деятельности; профессиональное самоопределение. Критериями морально-волевой (психологической) готовности являются: самооценка, чувство самоуважения; волевая организация личности; психологическая готовность к труду в условиях рынка. Физическая готовность к самостоятельной жизни и деятельности предусматривает следующие критерии: формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; отсутствие вредных привычек; элементы самодиагностики уровня физического развития; развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.
-
Средством формирования у воспитанников детских домов и школ-интернатов способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группах в самом учреждении, так и за его пределами. Соответственно, усилия педагогов и воспитателей специальной (коррекционной) школы и школы-интерната должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения через включение детей в группы и деятельность, имеющую и предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, которые становятся для обучающихся с умственной отсталостью социальными образцами. Необходимы условия, выводящие ребенка за пределы ограниченного социального пространства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.