Содержание
-
Социальная диагностика: цели, этапы и методы проведения
Выполнила: Фатеева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук
-
План лекции: 1. Сущность и характеристика социальной диагностики. 2. Социально-диагностические методы в социальной работе.
-
Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств:
Во-первых, субъект, не всегда имеет четкое и, главное, адекватное представление о причинах возникших у него проблем. Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с ее внутренним, сущностным содержанием. В-третьих, в процессе социальной диагностики проявляется возможность не только вскрыть определенные проблемы, но и выстроить их определенную иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему?
-
Социальная диагностика– общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе
-
Технологичность анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский
- Проводить детальный анализ; - Видеть за частным общее; - Не ограничиваться описанием явлений, а глубоко исследовать его сущность и связи с другими явлениями; - Не избегать вопроса ««почему?»; - Прослеживать историю идей; - Собирать как можно больше сведений о предмете исследования из литературных источников; - Изучать общие закономерности научного познания; - Связывать науку с другими отраслями знаний, с общественной жизнью; - Не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.
-
-
-
-
-
2. Стадия разработки альтернативных целей
-
3. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние
-
Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии
-
-
-
-
1. Появление социальной проблемы
Осуществляется по запросу клиента или сообщение его близких, соседей, заявление сотрудника органа охраны порядка, педагога и т.д.
-
2. Сбор и анализ информации общего характера
Информация общего характера- адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.
-
-
-
4. Постановка социального диагноза
1. Условия в настоящее время 2. История возникновения проблемы 3. Функциональное значение
-
5. Критерии оценки эффективности социальной диагностики
1) уровень взаимодействия с различными учреждениями и ведомствами; 2) осуществление результативного вхождения в семью для осуществления диагностики; 3) степень налаживания позитивных отношений с семьей или ребенком; 4) степень установления эмоциональных и человеческих контактов; 5) уровень полноты и объективности полученной информации.
-
Задание на семинарское занятие
Вопросы для обсуждения: 1. Диагностика и ее значение в социальной работе. 2. Сущность и особенности проведения социальной диагностики. 3. Основные методы диагностики. Подготовить письменные сообщения на тему: 1. Понятие термина «социальная диагностика» в трудах В.И. Вернадского.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.