Содержание
-
Социально-педагогические взгляды и деятельность Я.Корчака
Работу выполнила студентка 239 группы Кашменских Вера
-
Родился: 22 июля 1878 г., Варшава Умер: 6 августа 1942 г., Треблинка
-
Биография
Настоящее имя – Генрик Гольдшмит. Писатель, педагог, врач. Родился 22 июля 1878 года, в Варшаве, в семье известного юриста. Генрику еще не исполнилось двенадцати лет, когда, внезапно обанкротившись, заболел, потерял рассудок и умер его отец. Генрик, продолжая учиться в гимназии, становится гувернером в богатых домах. Зарабатывает на жизнь репетиторством, помогая матери и сестре. Уже в школьном дневнике он запишет: 'Чувствую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье'. Еще не окончив гимназии, Генрик в совершенстве владел польским, еврейским и русским языками. Хорошо знал немецкий и французский.
-
В 1898 году Генрик Гольдшмит оканчивает русскую гимназию и становится студентом медицинского факультета Варшавского университета. Тогда Варшава входила в состав Российской империи. Поступив в университет, Генрик продолжает репетиторскую работу, помогая сестре получить высшее образование. С первого курса начинает активную журналистскую деятельность под псевдонимом - Януш Корчак.
-
Генрик Гольдшмидт в детстве
-
В студенческие годы он писал о детях. В 1900 г. Корчак начал сотрудничать с журналом «Шипы», печатал там свои фельетоны и очерки на тему общественного воспитания. Его первый фельетон назывался «Гордиев узел». Корчак пояснил, что этим гордиевым узлом является, прежде всего, воспитание, от которого зависят развитие и прогресс человеческого общества.
-
В 1901 г. появились его «Уличные дети» – повесть о беспризорниках. Этуповесть он писал на материале впечатлений, полученных от посещений районов варшавской бедноты. В 1902г. Януш Корчак работает в одной из открывающихся в Варшаве бесплатных библиотеках, услугами которых. В числе других пользуются и бедные дети.
-
В 1908 г. Корчак возвращается в Польшу, где перед ним открываются двери всех больниц. Не менее известным он становится и как писатель. Но в этом же году Корчак решается всерьез заняться педагогикой и оставить медицину. Два года он работал в летних колониях, организованных благотворительным обществом для бедных детей. Корчак мечтал облегчить судьбы обездоленных детей.
-
Он все больше времени уделял детям, и они сопровождали его всегда и везде. Встречи с большим количеством детей становятся для него неиссякаемым источником наблюдений и опыта.
-
Однажды его пригласили в детский приют на юбилейный вечер Марии Конопницкой,любимой польской детской писательницы. Заведующая приютом сообщила о решении варшавского общества помощи детям построить для сирот новый современный дом, в котором будет работать коллектив лучших польских педагогов, и пригласила Януша Корчака работать в этом коллективе. И Корчак, естественно, согласился.
-
Так он и стал воспитателем в «Доме Сирот».В 1912 г. на улице Крахмальной было выстроено новое четырехэтажное здание. Корчака выбрали директором приюта, предоставив ему свободу действий. Корчак добился от благотворительного общества большой денежной помощи.
-
«Дом сирот» на улице Крахмальной.
-
И в течение многих лет «Дом Сирот» на Крахмальной улице является не только главным делом его жизни, но и постоянным местом обитания. В комнате под чердаком он отдыхает, пишет свои повести и статьи, спит. В течение нескольких лет «Дом Сирот» становится образцовым воспитательным учреждением. Его стали называть гордостью Польши
-
Открываетеще один приют «Наш Дом» – для детей сирот, политических заключенных и эмигрантов. Приют был открыт и несколько лет существовал на средства рабочих профсоюзов. В ноябре этого года приют «Наш Дом» был приютом для пятидесяти детей. Начало было трудным. Приют существовал только на средства профсоюзов.
-
Корчак разработал систему дежурств – «трудовую вахту детей», определили виды работ, установил трудовую дисциплину, ввел самооценку проделанной работы. Дети сами выбирали себе занятие на месяц. Их обязанностью было поддерживать чистоту в комнатах, коридорах, во дворе, подметать и мыть полы, чистить мебель, помогать на кухне, в библиотеке, в переплетной, столярной и швейной мастерских.
-
Но, несмотря на тяжелые обстоятельства, Януш Корчак продолжал свой самоотверженный труд в «Доме Сирот», отдавал себя целиком детям, до последней минуты жизни.
-
У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи—любят или не любят. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд.
-
Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: "Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить". Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!..
-
Януш Корчак - один из крупнейших гуманистов XX столетия. Педагог, писатель, врач. Своей жизнью и самой смертью он отстаивал уважительное отношение к ребенку, к детству. Ребенок не будущий человек, а сегодняшний - но с другим масштабом чувств и опыта - это было педагогическое кредо Януша Корчака.
-
Корчак был, вероятно, первым из современных деятелей образования, кто столь четко сформулировал и реализовал в педагогической практике идею уважения к ребенку, важную для всех нас.
-
Я. Корчак вскрывает глубокие мотивы переживаний и поступков детей. Только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-настоящему.
-
Педагогические взгляды Корчака формировались под влиянием многолетних исследований и опыта общения с детьми. Он предостерегал от неправильного понимания природы ребенка. Взрослые часто невнимательны к ней, считая, что у ребенка еще все впереди. Они не вникают в многогранность ее жизни и те простые радости, которые легко ей можно дать.
-
Януш Корчак убеждал, что ребенок - существо разумное, хорошо знает потребности и сложности своей жизни, а детский возраст длинные тяжелые годы в жизни человека, когда ей нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместную жизнь. Он призвал уважать незнание ребенка, ее настоящее, развитие и чувства.
-
Героизм и мученичество Корчака вошли в легенду. Его жизни и гибели посвящены многочисленные исследования и произведения
-
Памятник Янушу Корчаку в Варшаве
-
Список литературы:1. works.tarefer.ru›64/100494/index.html2. rybkovskaya.ru›vospitanie-detej-yanush-korchak/3. Корчак Я. Воспитание личности: книга для учителя/Я. Корчак.- М.: Просвещение,1992.- 286 с.4. Корчак Я. Как любить детей. Ребенок в семье/Я. Корчак//Дошкольное образование.- 2007.- № 12.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.