Содержание
-
Способы выражения незримого. Живопись зрачком вовнутрь
Практикум
-
Задание 1
Прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама «Импрессионизм». Насколько точно, по-вашему, его название? В чём разница и в чём сходство между импрессионизмом и экспрессионизмом? Подтвердите свой ответ сходством и разницей их наименований. Какие особенности новой живописи отметил поэт? Найдите в стихотворении поэтические аналоги живописных приемов.
-
ОсипМандельштам«Импрессионизм»
Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст, как струпья, положил. Он понял масла густоту, – Его запекшееся лето Лиловым мозгом разогрето, Расширенное в духоту. А тень-то, тень всё лиловей, Свисток иль хлыст как спичка тухнет. Ты скажешь: повара на кухне Готовят жирных голубей. Угадывается качель, Недомалеваны вуали, И в этом солнечном развале Уже хозяйничает шмель.
-
Задание 2.
Рассмотрите серию литографий Пикассо «Метаморфозы быка» (4– 15 cлайды). Проследите, как художник переходит от миметического зрительного образа к анализу формы и в конце концов к максимально обобщенному представлению о предмете.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Пабло Пикассо. Метаморфозы быка. 1945–1946
-
Задание 3
На картинах Макса Бекмана «Ночь» (18) и «Синагога во Франкфурте-на-Майне» (19) найдите примеры деформации натуры и объясните, какова их цель.
-
Макс Бекман. Ночь. 1918–1919
-
Макс Бекман. Синагога во Франкфурте-на-Майне. 1919
-
Задание 4.
На примере двух рисунков Пикассо «Художник и его модель» (21, 22) объясните, как вы понимаете живопись «зрачком вовнутрь». Как воплощается видение художника, а как — его представление о натуре? Почему на одном из рисунков изображена тень-двойник? Что она символизирует? Что соответствует ей на другом рисунке?
-
Пабло Пикассо. Художник и его модель. 1930
-
Пабло Пикассо. Художник и его модель. 1928
-
Задание 5
Картины-«обманки» назывались так потому, что они обманывали зрение. Предметы были выписаны с такой иллюзорной точностью, что на вид казались настоящими. Сформулируйте по аналогии, что означает выражение «Картина – обманка для ума».
-
Задание 6
Сравните образы стихотворения Николая Заболоцкого «Движение» (25) в живописью футуристов, например с картинами Джакомо Балла «Динамизм собаки на поводке» (26) и Карло Карра «Лошадь и всадник» (27). Что между ними общего? Какие задачи ставят перед собой поэт и художники? Какими приемами пользуются для передачи движения?
-
Стихотворение «Движение» Николая Заболоцкого.
Сидит извозчик, как на троне, Из ваты сделана броня, И борода, как на иконе, Лежит, монетами звеня. А бедный конь руками машет, То вытянется, как налим, То снова восемь ног сверкают В его блестящем животе.
-
Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке. 1912
-
Карло Карра. Лошадь и всадник. 1913
-
Вопросы и задания для самостоятельной работы
Как изменились цели живописи в искусстве авангарда? Какие новые средства для достижения этих целей появились в результате отказа от видимого? Как соотносятся внешний вид вещей и их сущность? Почему авангард называют революцией в живописи? Ради чего художники авангарда допускали искажение видимой реальности? Что важнее в искусстве ХХ века: выразительность или изобразительность? Можно ли выразить незримое с помощью визуальных образов? Чем отличается видение художника от его представления?
-
Литература
1. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2003. 2. Медкова Е.С. Новые художественные задачи. В газ. «Искусство», № 7, 2009. 3. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М., 1991.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.