Содержание
-
Стратегическое планирование
лекции 42 часа семинары 42 часа
-
-
литература
Основная литература Кузык Б.Г. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование : учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец .— Третье изд., перераб. и доп. — М. : Экономика, 2009 .— 591 с. Планирование на предприятии : учеб. пособие / Е. С. Вайс; В. М. Васильцова; Т. А. Вайс; В. С. Васильцов .— Четвертое изд., стереотип. — М. : Кнорус, 2011 .— 336 с. Зарянин В.К. Стратегическое планирование и прогнозирование, эл.учебник. Дополнительная литература Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеждмент. М.: Финансы и статистика, 2006. - с.200 Басовский Л.Е. Планирование и прогнозирование рынка,2007. Бородушко И.В., Васильева Э. Н. Стратегическое планирование и контроллинг. С-Пб.: Питер, 2004 -с.192 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом « Дашков и к», 2001. Дрогомирецкий И.И., Маховинова Г.А., Кантор Е.А. Стратегическое планирование, учебное пособие. – М.: Вектор М, 2006. -с.160 Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. Минцберг г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Д. Школы стратегий. – СПб.: Питер, 2000 – с. 450 Официальный сайт Центрального Банка Российской федерации (www.cbr.ru) www.gks.ru
-
СТРАТЕГИЯ(др.-греч. στρατηγία, «искусство полководца»)
Общий, не детализированный план деятельности по достижению жизненно-важной цели, охватывающий длительный (10 – 15 лет) период времени
-
Прогноз [forecast, prediction]
Научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем в зависимости от тех или иных воздействий на него или отсутствия каких-либо воздействий
-
В Башкирии за 2012 год
собрано 215 793 млн.руб налогов. В федеральный бюджет перечислено 93236 млн.руб или 43.2% общего объема поступлений. Основной объем поступления в бюджеты всех уровней (97%) по республике обеспечен за счет налогов: налога по добыче полезных ископаемых (25,8%), акцизов (21,7%), налога на доходы физических лиц (17.5%) налога на прибыль (16,8%), налог на добавленную стоимость (9,7%) и имущественный налог (5,2%). Источник :Sterlegrad.ru/newsrb/economics/. В 1990 в сельском хозяйстве Западной Германии трудилось уже 4% экономически активного населения, 37% – в обрабатывающей промышленности, остальные – в секторе услуг. (www.evropa.org.ua/country
-
Концепция (сценарий) стратегии –
комплекс ключевых идей, взглядов, принципов, дающих целостное представление о стратегической цели, этапах и способах ее достижения
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) «Стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход ее на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран».
-
Российские граждане о геополитической цели России
-
РОССТАТ: Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности
-
С.Ю. Глазьев: «На современном рынке выигрывают экономические системы, способные генерировать и удерживать интеллектуальную ренту, возникающую при внедрении нововведений»
-
-
-
Доля ведущих стран в мировой экономике в 2007 (%)
-
-
Материальной основой кризиса российской экономики 2008 – 2009 г.г., так же как и кризиса 1990 – 1998 гг., явилась деформированность структуры ее воспроизводственного комплекса, породившая избыточную его зависимость от конъюнктуры мировых энерго-сырьевых рынков, и углубившаяся в ходе восстановительного экономического роста 1999 – 2008 гг.
-
Прирост / снижение среднемировых цен и ВВП России, %
-
Динамика темпов прироста производства машин и оборудования, % к предыдущему году
-
Прогноз Минэкономразвития России на 2007 -2009 г.г., (август 2006 г.): «Неустойчивость развития обрабатывающих, прежде всего машиностроительных производств, уступающих импорту в конкуренции за внутренний рынок, в сочетании с низкими темпами роста экспорта создают угрозу возобновления тенденции к замедлению экономического роста».
-
Индексы производства по видам экономической деятельности в промышленности 1991 г. = 100%
-
основные цели и задачи
-
стратегический план должен быть результатом соглашения
-
План отрабатывается
через механизм публичных дискуссий и обсуждения, в центре которых должен быть проект стратегического плана, разработанный профессионалами.
-
«Ни о каком восстановлении крупной промышленности в России. Ни о каком строительстве социализма не может быть и речи, ибо его нельзя построить иначе, как через крупную промышленность, если не восстановим, не поставим на должную высоту Донбасс». (Ленин В.И. Политический отчет ЦК РКП(б) Х1 съезду РКП(б)//Избр.произв. –Т.3. –С.646.)
-
Здесь прослеживается одновременно
-
Особенности СП во Франции
Исторический аспект- с 1946 г. началась разработка пятилетних планов; ЦЕЛЬ-преодоление отставания и развитии высокотехнологичных отраслей промышленности; ЗАДАЧИ-1-При прямом участии государства были образованы (путем включения мелких и средних фирм в крупные) новые бизнес-структуры, получившие название «национальные чемпионы». 2-государства осуществляло прямое субсидирование производителей и экспортеров наукоемкой продукции.
-
В 1980-е годы,
пятилетние планы потеряли директивное значение и стали рассматриваться преимущественно в качестве рекомендованных параметров развития, а к 1990 г. – уже как результаты сопоставления различных сценариев экономического и социального роста с учетом прогнозных оценок, прежде всего конъюнктуры основных мировых товарных рынков и перспектив развития мировой экономики в целом.
-
В 1993 г.
после победы на президентских выборах правых партий Франция отказалась от практики утверждения пятилетних планов, в частности, одиннадцатого по счету плана (1993-1997 гг.), и начиная с 1995 г. перешла к периодической выработке согласованных в рамках политической элиты концептуальных подходов к определению и решению актуальных хозяйственных и социальных проблем.
-
СП во Франции сегодня
-
-
-
ГК Франции на 2010-2020выделил 3 проблемы
1.место и роль Франции в мировой экономике и европейской интеграции. В этой связи впервые был поставлен вопрос, насколько приемлема «смена гражданства» французскими предприятиями, когда они приобретаются иностранными ТНК; 2.особенности социальной стабильности французского общества. Например, были определены оптимальные варианты компенсирования потерь в связи со старением населения и привлечением иностранной рабочей силы; 3.модернизация инструментов государственной политики в социально-экономической сфере, к примеру, для обеспечения занятости, регулирования деятельности ТНК и естественных монополий и др.
-
Указанный проект был подготовлен во взаимодействии с соответствующими структурами
-
Научное обоснование предложений и оценок Комиссариата обеспечивается
-
Региональный комитет на 22 экономические районы представители центральных органов власти представители местных органов власти региональные «деловые группы» предприниматели экономисты другие специалисты по вопросам территориального размещения производства и экологической защиты
-
проекты планов составляют основу так называемых контрактов,
заключаемых центральным правительством и региональными властными структурами. При этом каждый плановый проект апробируется вышеупомянутым Межведомственным комитетом по обустройству национальных территорий. Основной составной частью контрактов является комплекс обязательств по выделению госбюджетных ассигнований и предоставлению банковских гарантий на конкретные проекты не только региональной, но и общегосударственной значимости.
-
Необходимость планирования в нынешнем его виде
предопределяется существенной ролью государственного сектора в экономике Франции. На государственных предприятиях создается около 10% национального дохода, выплачивается более 15% заработной платы; в них направляется до ¼ всех капиталовложений в стране. Особенно велика роль государства в топливно-энергетическом секторе (газовое хозяйство и производство электроэнергии, в том числе на АЭС); государство является собственником многих важных машиностроительных заводов, железных дорог, аэропортов Парижа, ряда морских портов страны и др.
-
Экономическое планирование в Японии
носит характер базисного планирования, представляющего собой свод среднесрочных и долгосрочных политических мероприятий, которые суммарно отображают общую картину будущего национальной экономики. Оно не является регламентирующим и императивным. Это – стимулирующее и индикативное планирование, опирающееся на принципы рыночной экономики.
-
Основными направлениями в японской практике планирования являются следующие:
-
Механизм и последовательность разработки плана предельно упрощены и включают:
1)консультации по разработке нового плана, проводимые премьер министром; 2)обсуждение плановых проектировок в Экономическом совете; 3) принятие решений кабинетом министров; 4)координирование осуществляемое Управлением экономического планирования (административным органом Экономического совета) работа над планом с соответствующими министерствами и ведомствами, а также с Комиссией по экономическим вопросам и кабинетом министров; 5)представление отчетов премьер-министру Японии.
-
После окончания принятия решения на заседании кабинета министров
работу по продвижению экономического плана берут на себя соответствующие министерства и ведомства, следуя изложенным в экономическом плане основным направлениям на средне- и долгосрочную перспективу. Они проводят конкретные мероприятия в сферах, относящихся к их компетенции.
-
Экономический совет
каждый год проводит инспекцию состояния дел по реализации плана, докладывая правительству о дальнейших желательных направлениях экономической политики. По существу этот порядок в практике японского планирования сохраняется и сегодня.
-
По глубине разработки рекомендаций
наиболее интересным считается Социально-экономический план структурной перестройки в направлении создания жизнеспособной экономики и обеспеченной жизни (на 1996-2000гг.).
-
В этом документе впервые была подчеркнута необходимость
проведения в Японии серьезных структурных реформ. Было признано, что прогнозы, предсказывающие постоянный рост японской экономики, полную занятость, незыблемость финансовых институтов и самый высокий в мире уровень безопасности, оказались неверными. Было признано, что народ Японии теряет уверенность в себе, но знает, что требуется реформировать и экономику, и общество.
-
Генеральный план (долгосрочная программа) СЭР
начинался с анализа основных условий, в которых осуществляется хозяйственная деятельность современной Японии:
-
1)
глобализация, два аспекта которой оказывают воздействие на экономику: а)феномен так называемой экономики без границ б) жесточайшая конкуренция между компаниями, ввергнувшая мировую экономику в кризисное состояние;
-
2)
невозможность обеспечивать дальнейший экономический рост, следуя примеру других стран, поскольку страна находится на передней линии мирового экономического развития: «Как некоторые передовые страны, Япония должна взять на себя бремя затрат при использовании метода проб и ошибок»;
-
3)
Япония по праву гордится самой высокой продолжительность жизни в мире, в то же время японские семьи имеют все меньше и меньше детей. Таким образом в самом ближайшем будущем впервые диаграмма распределения населения по возрастным группам в Японии будет представлять перевернутую пирамиду
-
4)
стремительный прогресс в передовых технологиях телекоммуникаций, которые изменяют различные стороны жизни людей во всем мире.
-
Генеральный план указал,что
японское общество и экономика с трудом адаптируются к вышеуказанным четырем тенденциям из-за следующих проблем структурного и психологического характера.
-
1.
Исключительная сложность в определении отраслей, на которые могла бы опираться японская экономика в ХХI в. «В настоящее время предприятия все более перемещают свою деятельность за рубеж, частично из-за высокой ценовой структуры внутри Японии. Этот массовый исход выхолащивает нашу экономику».
-
2.
Люди чувствуют неуверенность в отношении своей работы в будущем. Существовавшие на протяжении долгого времени на рынке труда традиции, которые считались одним из источников силы японской экономики (система пожизненного найма, продвижение по службе на основе выслуги лет и другие так называемые молчаливые соглашения), как оказалось, исчерпали свой ресурс.
-
3.
Быстрые демографические изменения вызвали чувство неуверенности в отношении будущей системы социального обеспечения. Население обеспокоено: сможет ли его сокращающаяся экономически активная часть обеспечить поддержку растущему числу пожилых людей.
-
4.
В стране усиливается ощущение провала надежд. В то время как японская экономика находится в первых рядах в мире по ВВП, население страны не получает выгода от этого.
-
5.
Япония как страна с одной их крупнейших экономик в мире, должна играть важную роль в жизни мирового сообщества, и японский народ должен продемонстрировать готовность сделать это.
-
план определил необходимость проведения 5 категорий структурных реформ, обеспечивающих:
-оживление экономики; -улучшение качества жизни; -выполнение страной своих обязательств в мировом сообществе; -поддержку программ развития науки и техники, подготовки и воспитания кадров; -проведение административно-финансовой реформы.
-
Следующие сферы генеральный план определяет как наиболее перспективные для японской экономики:
-информатика и телекоммуникация; -услуги для содействия предпринимательской деятельности, способные соответствовать широкому спектру запросов предприятий; -подготовка человеческих ресурсов для повышения качества труда; -подъем здравоохранения и общественного благосостояния с учетом тенденций сокращения числа детей и старения общества; -обеспечение досуга и отдыха на фоне повышения уровня доходов и увеличения свободного времени; -улучшения качества жилого фонда в целях удовлетворения растущих и диверсифицирующих потребностей в жилье; -улучшение природной среды с учетом нарастания глобальных экономических проблем.
-
Одна из главных целей Генерального плана
– это построение в государственном масштабе «общества с нулевыми отходами» за счет их полной рециркуляции.
-
В настоящее время в бюджетных планах Японии подчеркивается,
что страна совершает переход от «периода достижения интенсивной адекватности» (intensive adjustment period) к «периоду концентрированной консолидации» (concentrated consolidation period), избрав в качестве главных следующие два направления развития: от государственного сектора к частному; от государства к регионам.
-
Представляет несомненный интерес
получившая в сегодняшней Японии признание концепции о необходимости (на основе специально разработанной программы) усилий по экономии природных ресурсов, затрачиваемых при производстве товаров для внутреннего потребления и на экспорт
-
Должна быть дополнена согласием общества
перейти на умеренное и рациональное потребление. Это должно предотвратить реальную угрозу уничтожения отходами экологической среды обитания, а следовательно, и Японии как государства.
-
Экономическое программирование и финансовое планирование в Федеративной Республике Германия
Особенностями и определенными достоинствами наделен механизм общехозяйственного программирования Германии. Он формировался, начиная с 1967 г. Функции общехозяйственного программирования возложены на ряд государственных органов, отличающихся друг от друга по характеру и масштабам решаемых задач, по составу и компетенции, что определяется децентрализацией государственной экономической политики, обусловленной федеративным устройством государства.
-
К главным органам экономического программирования в ФРГ относятся федеральные министерства экономики и финансов.
Министерство экономики регулярно разрабатывает среднесрочные (на 4 года) «целевые проекции» экономического развития страны. Причем ежегодно они корректируются и продлеваются на год по принципу скользящего планирования. Наряду с этим федеральное правительство ежегодно утверждает годовые «проекции», содержащиеся в его годичных экономических докладах. Среднесрочные годовые «проекции» охватывают лишь агрегативные показатели (валовой национальный продукт, доля безработных в самодеятельном населении, общий индекс цен и т.д.) и не разбиваются по отраслям и регионам. Все «проекции» опираются на соответствующие прогнозы.
-
Наряду с этим федеральное правительство
ежегодно утверждает годовые «проекции», содержащиеся в его годичных экономических докладах. Среднесрочные годовые «проекции» охватывают лишь агрегативные показатели (ВНП, доля безработных в самодеятельном населении, общий индекс цен и т.д.) и не разбиваются по отраслям и регионам. Все «проекции» опираются на соответствующие прогнозы.
-
При разработке среднесрочных и годовых «проекций»
Министерство экономики составляет несколько альтернативных прогнозов, из которых на последнем этапе выбирается наиболее приемлемый. Это же министерство ведает вопросами структурной политики (отраслевой и региональной), которая становится все более важным элементом программирования.
-
Указанное министерство разрабатывает краткосрочные и среднесрочные программы
для структурно-кризисных отраслей (судостроение, текстильная промышленность, черная металлургия и др.), новейших наукоемких отраслей (производство ЭВМ и ядерных реакторов, авиакосмическая отрасль), а в последние годы уделяет все большее внимание программам в сфере энергетического хозяйства.
-
-
-
Налоги в РФ
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Вопросами экономического программирования и прогнозирования в ФРГ занимается также ряд научно-вспомогательных органов, наиболее влиятельным из которых является
Совет экспертов по вопросам общехозяйственного развития при правительстве ФРГ. В состав совета входят пять видных профессоров экономики («пять мудрецов», как их называет местная пресса). Состав совета утверждается правительством и периодически обновляется. В конце каждого года он публикует экспертный доклад, содержащий оценку текущего состояния экономики страны и перспектив ее развития на будущий год.
-
-
-
-
Федеральное правительство утвердило эту программу в 2003 г.
Ее цель- при помощи реформ и новых законов обеспечить конкурентоспособность Германии на длительную перспективу.
-
Программа «Агенда – 2010»
охватывает практически все области экономики: проблемы рынка труда, здравоохранения, налогообложения, образования, пенсий и мер, способствующих стабильности и развитию семьи
-
В целом в рамках «Агенды – 2010»
посредством мероприятий, сгруппированных в 30 блоков, должны быть -снижены издержки по заработной плате, стимулирован внутренний спрос, обеспечена гибкость рынка труда.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.