Содержание
-
Особенности построения современного урока в соответствии с реализацией задач ФГОС НОО
Постникова Ксения Вадимовна, учитель начальных классов
-
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностныйподход
-
Задачи, стоящие перед учителем, реализующим ФГОС НОО
Изучить: - принципы деятельностного подхода; - принципы построения урока; - примерную типологию; - технологии, реализующие деятельностный подход Освоить: - критериальную систему оценивания; - принципы организации диалога на уроке; Проанализировать реализацию системно –деятельностного подхода на практике
-
Несколько слов о системно-деятельностном подходе
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе
-
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни Иными словами, субъект должен уметь: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты.
-
Система дидактических принципов
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
-
Система дидактических принципов
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
-
Система дидактических принципов
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
-
Результатами освоения основной образовательной программы являются:
-
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
I. Новый результат формулируется в виде конкретных задач: 1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ) Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
-
II. Меняется и представление об уроке Организация деятельности учеников на уроке происходит через: - постановку цели деятельности; - планирование своих действий по реализации поставленной цели; - саму деятельность, рефлексию полученных результатов
-
III. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные
-
IV. Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности (по типологии уроков А.К. Дусавицкого)
-
Типология уроков А.К. Дусавицкого
1. Урок постановки учебной задачи 2. Урок решения учебной задачи 3. Урок моделирования и преобразования модели 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа 5. Урок контроля и оценки
-
Изменения в содержании образования, методах и формах работы учителя
V.Типология уроков в дидактических системах, основанных на использовании деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания. 2. Уроки рефлексии. 3. Уроки общеметодологической направленности. 4. Уроки развивающего контроля.
-
Уроки деятельностной направленности
Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
-
Урок рефлексии Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
-
Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
-
Урок развивающего контроля Деятельностная цель:формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
-
Структура урока открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода
Мотивирование к учебной деятельности Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (НАДО); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (ХОЧУ); 3) устанавливаются тематические рамки (МОГУ).
-
Структура урока открытия нового знания на основе деятельностного подхода
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнениюпробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
-
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На этапе происходит: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковая фиксация;2) актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивация к пробному учебному действию (надо - могу - хочу) и его самостоятельное осуществление;4) фиксацияиндивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
-
III.Выявление места и причины затруднения
На данном этапе обучающиеся должны: 1) восстановитьвыполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
-
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели, определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: с помощью подводящего или побуждающего диалога, с помощью исследовательских методов
-
V. Реализация построенного проекта
Происходит: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково, использование построенного способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения
-
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Отрабатывается решение типовых заданий (фронтально, в группах, в парах) на основе использования нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух
-
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Этап проходит в форме индивидуальной работы: самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление самопроверки при пошаговом сравнении с эталоном. В завершение -исполнительская рефлексия Организация, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
-
VIII. Включение в систему знаний и повторение
выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действийпредусматривается как промежуточный шаг Тренируются в использовании изученного материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит автоматизация умственных действий по изученным нормам и подготовка к введению в будущем новых норм.
-
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
На данном этапе: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотносятся цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности
-
Практическая работа по проектированию урока русского языка, соответствующего ФГОС НОО
-
Выполнению продуктивных заданий надо учить!
Осмыслить задание (что надо сделать?) Найтинужную информацию (текст, рис…) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…) Сформулироватьмысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
-
Комплекс образовательных технологий:
Продуктивное чтение: вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации… - вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста Проблемный диалог - вместо объяснения темы … – постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками Оценивание учебных успехов: вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок… - обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
-
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?
Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1.Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?»
-
Традиционный взгляд на урок (к/ф) 1.Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок 1.Постановка проблемы: -«С одной стороны… , но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология(с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
-
Правописание Ь на конце существительных после шипящих
Кольца, ручьи, семья, голубь, ночь, письмо, снегирь, молодёжь, компьютер, тетрадь, мышь, календарь, вьюга, кольчуга
-
Кольца ручьи ночь Голубь семья молодежь Письмо компьютер мышь Снегирь вьюга Тетрадь Календарь кольчуга
-
Ночь - плач Молодежь - гараж Мышь - камыш
-
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
-
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, умею, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ. В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию
-
Прием “Написание эссе”
Смысл этого приемаможно выразить следующими словами: “Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”.Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
-
Прием “Пометки на полях” («ИНСЕРТ»)
I - interactive - самоактивизирующая N - noting S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления
-
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание пройденного на уроке. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Помечать следует отдельные абзацы, предложения (столбики задач и примеров и т.д.).
-
Приём используется в три этапа: В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы); Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки; Обсуждают записи, внесённые в таблицу. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, делается зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.
-
Имя прилагательное
В лесу живёт зверь. У него шерсть, уши, хвост.
-
Могут быть даны слова для справок 1 вариант: трусливый, серый, длинный, короткий 2 вариант: трусливый, хитрый, серый, рыжий, длинный, чуткий, короткий, пушистый
-
Знакомство с понятиями
Части речи Формы слова Корень слова Члены предложения. Главные члены предложения
-
Нетрадиционные формы урока
Урок- викторина Урок- поиск Проектный урок Урок-экскурсия Урок – экспедиция Урок без учителя Стихотворно-музыкальный урок Урок пресс- конференция Урок взаимообучения Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры) Интегрированные уроки Урок – фантазия Урок – сказка Урок- спектакль
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.