Содержание
-
Сущность, функции и система цен
-
Понятие цены
это количество денег, которое покупатель готов заплатить продавцу за приобретаемый товар; это рыночная характеристика товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников товарообмена – производителей и потребителей; это денежное выражение стоимости (ценности).
-
это количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара; это коэффициент обмена конкретного товара на деньги.
-
Понятие рыночной цены
это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями. Коммерческие соображения – это возмещение затрат и получение прибыли продавцом и удовлетворение экономических потребностей покупателем.
-
Цена спроса, цена предложения, равновесная цена
Цена спроса – это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена предложения – это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. Равновесная цена – результат взаимодействия цены спроса и цены предложения.
-
Теоретическое объяснение цены
Основное 1) закон динамики снижения затрат; 2) закон роста потребительной стоимости. Эти два закона, действуя одновременно, создают базу цены. Дополнительное законы спроса и предложения; закон денежного обращения (инфляции); типы рынков и др.
-
Теоретические подходы к определению цены. Теория цены
Классическая политэкономическая школа. Трудовая теория стоимости (Адам Смит, Карл Маркс) Объективное направление Цена – денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда). Маркс исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость: общественно-необходимые затраты труда, внутри- и межотраслевую конкуренцию. Неоклассическая экономическая теория. Классическая политэкономическая школа (Жан Батист Сэй. Давид Рикардо) Субъективное направление Цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения (Давид Рикардо). Цена – субъективная оценка полезности блага, которая строится на личных предпочтениях; это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости (Жан Батист Сэй).
-
Компоненты ценового механизма
Цены, их виды, структура, величина, динамика изменения. Ценообразование как способ, правила установления, формирования новых и изменения действующих цен.
-
Два подхода к формированию цены
Рыночный (ценностный) подход – определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. Цена – форма выражения ценности блага. Производственный (затратный) подход – в основу установления цены положены производственные затраты, связанные с производством и реализацией товара. Цена – денежное выражение стоимости блага.
-
Затратное ценообразование
Прайсинговые методы – в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек используются полные, усредненные, предельные (связанные с реальным производством), стандартные или нормативные (оторванные от реального производства) затраты; в качестве прибыли – среднеотраслевая или целевая прибыль. Методы поэлементного расчета цен – в основе лежит расчет основных категорий затрат (прямые расходы на материал, заработную плату), а другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей. Методы установления фиксированной цены – основаны на существовании стандартных цен при массовом производстве продукции.
-
Ценностное ценообразование
Установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для нее соотношения «ценность товара / затраты на товар». Цены формируются с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод – установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
-
Факторы успеха ценовой политики
Объективная ценовая стратегия. Разумная ценовая тактика. Правильная методика ценообразования.
-
Функции цены
учетно-измерительная; регулирующая; стимулирующая; распределения и перераспределения; сбалансированности спроса и предложения; внешнеэкономическая; социальная; рационального размещения производства.
-
Учетно-измерительная функция
измерение, сопоставление и оценивание товаров по их стоимости; сравнение потребительных свойств товаров исходя из затрат труда; выявление затрат труда, сырья, материалов на производство товаров; оценивание объема получаемой прибыли; учет объема производства продукции в денежном выражении.
-
Регулирующая функция
уравновешивание спроса и предложения; увязывание спроса и предложения с платежной способностью производителей и потребителей; побуждение продавцов к увеличению (уменьшению) предложения при повышении (снижении) рыночной цены; побуждение покупателей к большему (меньшему) приобретению товара при понижении (повышении) его цены.
-
Стимулирующая функция
применение наиболее экономичных методов производства и наиболее полное использование ресурсов с помощью: повышенной (пониженной) рентабельности; надбавок (скидок) к цене; применения различных видов цен (свободные, регулируемые, расчетные и др.); Поощрение дополнительных усилий предприятия по повышению качества и увеличению объемов производства.
-
Функция распределения и перераспределения
государственное воздействие на уровень и структуру цен путем введения государственного регулирования цен или прямого установления государственных цен; распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, секторами, регионами, группами населения; действия монополий или олигополий по регулированию доходов и определению перспектив.
-
Функция сбалансированности спроса и предложения
осуществление взаимосвязи между спросом и предложением: отклонение цены от реального рыночного уровня вызывает диспропорции в производстве и потреблении; изменение цен или объемов производства ведет к возврату рыночного равновесия.
-
Внешнеэкономическая функция
Инструмент обеспечения: внешнеторговых сделок; внешних платежей; взаимных расчетов между предприятиями разных стран и между странами.
-
Социальная функция
Выражается в: структуре и объеме потребления товаров; уровне жизни; прожиточном минимуме; потребительском бюджете семьи.
-
Функция более рационального размещения производства
Перелив капиталов в секторы экономики и развитие производств с высокой нормой прибыли под воздействием конкуренции и движения спроса.
-
Структура цены
-
Признаки цены
принадлежность к типу рынка или каналу реализации; степень вмешательства государства в ценообразование (фиксированные, регулируемые, свободные); объект сделки купли-продажи (товары, услуги); происхождение товара, вид деятельности (промышленные товары, продукция сельского хозяйства, строительства, услуги транспорта и связи, бытовые и коммунальные услуги); характер торговли (оптовая, розничная); избирательный (продаж, приобретений); экономическое пространство (внутренний, внешний рынок); структура цены.
-
Виды цен
по характеру обслуживаемого оборота; в зависимости от государственного регулирования; по способу установления; по способу получения информации об уровне цены; в зависимости от вида рынка; с учетом фактора времени; внутрифирменные цены; по условиям поставки и продаж; мировые цены; используемые в учете и статистике.
-
Виды цен по характеру обслуживаемого оборота
Оптовые – цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). Закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные предприятия реализуют свою продукцию предприятиям для последующей переработки. Биржевые (котировки) – цены специально организованного и постоянно действующего оптового рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Розничные – цены, по которым товар реализуется в сети розничной торговли.
-
Виды цен в зависимости от государственного регулирования
Свободные (рыночные) – цены, устанавливаемые производителями продукции на основе спроса и предложения на данном рынке (цена спроса, цена предложения, цена производства). Регулируемые – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти устанавливают какие-либо ограничения (лимитные, гарантированные, рекомендуемые).
-
Фиксированные – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решением государственных органов по ценообразованию. Фиксированные цены: устанавливаются на ограниченный круг товаров; применяются как временная мера; используются для поддержки социально незащищенных слоев населения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.