Содержание
-
Техника выразительного чтения
МОБУ Сергеевская СОШ. Учитель русского языка и литературы: Волобуева М.И. 2015 год Воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы.
-
Понятие выразительного чтения
Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
-
Признаки выразительного чтения:
Умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; Умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски; Хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Прочитать текст выразительно, значит: раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем; показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
-
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:
1.Соблюдение знаков препинания 2.Паузы логические и психологические. 3.Ударение. 4.Темп и ритм чтения. 5.Интонация. Выразительное чтение – возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
-
Условия организации работы над выразительностью чтения:
Работе над выразительным чтением должен предшествовать анализ художественного произведения. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
-
Методы и приемы работы над выразительным чтением:
Образцовое чтение учителя. Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения. Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста. Показательные чтения лучших учеников. Определение интонации дано О.В. Кубасовой , которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения.
-
Для обозначения различных явлений в устной речи существуют общепринятые знаки разметки текста, которые помогают зафиксировать найденные интонации, сделать заметки, отделить части рассказа, выделить главное в тексте и т.д. Разметку текста условно называют «нотами» выразительного чтения или партитурой.
К.С. Станиславский советовал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность.
-
Усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы:
Дети читают, следуя составленной учителем партитуре; Учащиеся составляют партитуру совместно с учителем; Дети самостоятельно делают разметку текста для выразительного чтения. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.
-
Партитурные знаки:
1. Ударение в слове (в трудных случаях) обозначается знаком / над буквой. 2. Ударение фразовое – ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением. 3. Паузы: короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│), длительная – двумя вертикальными чертами (││). 4. Слитное произнесение обозначается дугой ∩ над словами. 5. Мелодика: подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова ( ); понижение голоса – ( ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами. 6. Замечания о темпе и окраске чтения ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п. Л.Горбушина
-
Выразительное чтение учеников:
Хоровое чтение Образцовое чтение отрывка учителем. Чтение ученика со средними способностями. Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов. Повторное чтение размеченных тактов и звеньев. Повторное чтение всего отрывка одним из таких учеников, чтение которого (по мнению учителя) не будет нуждаться в дополнительных уточнениях ил переделке. Повторное чтение учителя, особенно необходимое в том случае, если чтение ученика оказалось неудачным. Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим. Б.А. Буяльский, напротив, видит в этом некоторое достоинство хорового чтения: «Известно признание школьников, что они чувствуют, как надо читать, но прочитать как следует не умеют. Особенно затрудняются в чтении «на виду у всех» скромные, стесняющиеся ученики. Но в хоре они чувствуют себя свободнее и читают уверенней,… хор заражает общим подъемом, общим настроением, тоном, который задает учитель своим показом».
-
Чтение в лицах. 1. Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев. 2. Дополнения учителя к высказываниям школьников о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли перевоплощается в образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам. 3. Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз (если это необходимо). 4. Поправки учителя к этому чтению (если необходимо). 5. Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса). 6. Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки. 7. Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли.
-
Начальный этап:
Правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии. дикция. Правильная расстановка ударений. Верность соблюдения длительности пауз. Выбор точного темпа чтения. Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса). Верность выбора силы голоса. Эмоциональность прочтения. Выражение отношения чтеца к читаемому.
-
Чтение по ролям, как одна из форм драматизации:
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; Постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений); Чтение по ролям; Драматизация развернутой формы. О.В. Кубасова. «Существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя из с учетом возрастных возможностей детей и целей урока».
-
Выразительное чтение автора и мастеров звучащего слова в записи
Аудиозаписи предоставляют возможность прослушать на одном занятии разных мастеров звучащего слова. Они позволяют учителю давать при повторном воспроизведении текста некоторые пояснения к исполнению. Использование технических средств не исключает живого общения с актерами-чтецами.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.