Содержание
-
Тема 1: «социальная психология как наука»
-
Вопросы занятия:
1. Объект, предмет, задачи социальной психологии. Функции социальной психологии (методологическая, теоретико-познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая). 2. Выделение социальной психологии как науки. 3. Определение предмета социальной психологии в отечественной психологии. Структура социальной психологии по А.Г. Ковалеву, по В. В. Ермолину, Г.И. Батуриной. Классификация социально-психологических явлений. 4. Изучение природы и сущности социально-психологических явлений. Эволюционное представление о предмете социальной психологии: дискуссия в 20-е гг. прошлого века (Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, В. М. Бехтерев, Л.С. Выготский), второй этап дискуссии о предмете социальной психологии (конец 50-х –начало 60-х гг. прошлого века). 5. Роль и значение социальной психологии в решении современных проблем человека и общества.
-
Литература:
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008 – 368 с. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2006 - 416 с. Е.Н. Мананникова Социальная психология: Учебное пособие.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 -256 с. (с.5-15.) Олпорт Г. Личность в психологии. – М.,1998. – С. 35 - 45.
-
Объект, предмет, задачи социальной психологии
Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы) или отдельные их представители (люди). Предметом ее выступают социально-психологические явления и процессы (общественно-психологические феномены), представляющие собой результат взаимодействия людей (их общественных отношений) как представителей различных социальных общностей.
-
Задачи социальной психологии
— изучение: а) специфики и своеобразия явлений, составляющих общественное сознание людей; б) соотношения между его компонентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества; — всестороннее осмысление и обобщение данных о: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов; б) воздействии этих феноменов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей; — исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях; — выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных общественных условиях; — социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятельность; — всеобъемлющее изучение соцально-психологических характеристик личности и своеобразия ее социализации в различных общностях и условиях;
-
— осмысление особенностей функционирования социально-психологических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней; — исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей людей, являющихся их членами; — выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов; — всестороннее изучение социально-психологических особенностей политической жизни и политической деятельности людей, своеобразия трансформации психики человека и групп людей, оказавшихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе; — выявление и оценку психологических проблем управления людьми и группами, регулирование конфликтных и других отношений между ними; — исследование массовидных социально-психологических явлений и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влияния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях.
-
Функции социальной психологии – как системные свойства
Методологическая Теоретико-познавательная Мировоззренческая Регулятивная Прогностическая Аксиологическая
-
Система социально-психологического знания — это:
все то, что изучает социальная психология как научная область знаний (основные направления - базовые социально-психологические явления, механизмы их функционирования и обнаружения, а также отрасли социальной психологии); наиболее общие представления о направлениях ее развития и использовании накопленного ею опыта осмысления общественной жизни и общественных отношений, конкретных результатов исследования
-
Социальная психология изучает:
Социально-психологические факты — наблюдаемые или фиксируемые проявления социально-психологической реальности (личности и общностей (групп) людей, социально-психологические проявления существования социально-психологических явлений) Социально-психологические закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зависимости возникновения и динамики социально-психологических явлений;
-
Социально-психологические механизмы — превращения, посредством которых совершается действие закономерностей и происходят переходы от причины к следствию; Межгрупповые социально-психологические явления (СПЯ) — присущие двум или нескольким группам и отношениям между ними; Групповые СПЯ — принадлежащие разным по масштабу общностям людей: нескольким людям (микрогруппам), малым и большим группам;
-
Личностно-групповые СПЯ — характеризующие психологические связи между отдельным человеком и группой. Межличностные СПЯ — психологические связи между отдельными личностями. Личностные СПЯ — социально-психологические явления, возникающие у отдельных личностей в группах.
-
Отрасли социальной психологии
Социальная психология Этническая психология Психология религии Политическая психология Психология управления Психология социального воздействия Психология общения Психология семейных отношений Психология конфликтных отношений
-
Эволюционное представление о предмете социальной психологии
Дискуссия о предмете социальной психологии ЭТАПЫ 20-е годы XX века 50-60-е годы XX века Г.И. Челпанов В.А. Артемов К.Н. Корнилов П.П. Блонский В.М. Бехтерев Работы Л. С. Выготского А.Г. Ковалев В. В. Ермолин Г.И. Батурина Три подхода как наука о «массовидных явлениях психики» личность массовые психические процессы и положение личности в группе
-
Место социальной психологии в системе научного знания
Соци-альная психология Общая психология Общественные науки Экономические науки Исторические науки Политические науки Культурология, этнология Педагогические науки
-
Тема 2: «Методология социально-психологического исследования»
-
Понятие методологии
Методологиясоциальной психологии– это наиболее общие представления об идейных позициях науки, принципах построения, методах и способах познания ею своего объекта исследования
-
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Принцип социальной и психологической компетентности; Принцип единства с-п явлений, среды и активности; Принцип с-п системности; Принцип с-п развития; Принцип объективности
-
МЕТОДОЛОГИЯ МЕТОД МЕТОДИКА
-
Методы исследования социальтной психологии
Методы исследования Основные методы Вспомогательные методы Наблюдение: - житейское - научное - включенное - невключенное Эксперимент: - естественный лабораторный констатирующий формирующий анализ результатов деятельности опросные методы контент-анализ социометрия тестирование фокус-группа
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.