Содержание
-
ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация
Социальные общности, группы и организации 2. Сущность и теории стратификации
-
Слайд № 2.
Социальная общность- это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целост-ностьюи выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения. Социальные общности, группы и организации
-
Слайд № 3.
Можно сказать, что в общности объединяются люди: - имеющие схожие социальные условия жизни, - одинаковые функции и обусловленные ими статусы, - социальные роли, - культурные запросы, - этнические признаки и т.д.
-
Слайд № 4.
По количественному составу они могут быть: -небольшимии объединять в себе лишь нескольких людей, - многочисленными (например, международные политические или экономические движения). ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ
-
Слайд № 5.
По продолжительности своего существованияобщности могут быть: кратковременными- существуют в течение нескольких минут или часов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи), -долговременными- существуют несколько лет (например, политические партии), или целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации). ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ
-
Слайд № 6.
Плотность связей между индивидами в общностях также различна: - тесно сплоченный коллектив или организация, - расплывчатые, аморфные образования. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ
-
Слайд № 7.
Помимо этого, социальные общности можно классифицировать на основе их базового системообразующегопризнака. В соответствии с этим различают: - территориальные, - этнические, - демографические, - культурныеи иные общности. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ
-
Слайд № 8.
Для массовых общностей характерны следующие черты: 1. Структурная нерасчленённость, аморфность. 2. Ситуативный способ сущест-вования. 3. Разнородность состава 4. Не способны выступать в составе более широких общностей. МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ
-
Слайд № 9.
Социальные агрегации представляют собой совокупность индивидов - пространственно находящихся в определенном месте и - не осуществляющих сознатель-ноговзаимодействия. - Пассажиры вагона - Жители города - Жители микрорайона
-
Слайд № 10.
- общности, объединяющие индивидов с одной или несколькими схожими харак-теристиками. К ним, например, можно отнести: - мужчин, - студентов, - художников. Социальная категория
-
Слайд № 11.
1. Органический характер. 2. Способность осуществлять много-образныевиды деятельности. 3. Выраженная однородность состава. 4. Способность входить в более широкие общности - Различные трудовые коллективы, - Политические партии. Групповые общности
-
Слайд № 12.
- осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей. На основе этого принципа выделяют: - социальные, - демографические, - этнические, - региональныеи прочие группы. Классификация Групповых общностей
-
Слайд № 13.
Таким образом, Р.Мертон выделяет три основные черты групп: - взаимодействие, - членство, - идентичность и рассматривает их как групповые общности.
-
Слайд № 14.
социальная группа– это совокупность индивидов, взаимодействующихопреде-леннымобразом на основе разделяемых ожиданийкаждого члена группы в отношении других.
-
Слайд № 15.
Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1. Спонтанность образования. 2. Неустойчивость взаимодействий. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо одно-направленностьсвязей. 4. Кратковременность совместных действий. квазигруппа
-
Слайд № 16.
Выделяют три основных вида квазигрупп: - аудиторию, - толпу, - социальный круг.
-
Слайд № 17.
I. Аудитория Под аудиторией понимается: - общность людей, объеди-ненныхвзаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.
-
Слайд № 18.
Толпа - это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов. Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др. Толпа обладает такими психологическими характеристиками, как: - эмоциональность, - спонтанность, - внушаемость, - анонимность и неуязвимость.
-
Слайд № 19.
Случайная толпа Обусловленная толпа Экспрессивная толпа Действующая толпа Типология толпы
-
Слайд № 20.
Основное отличие социальных круговзаключается в том, что: - взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Социальные круги
-
Слайд № 21.
Характерные черты социальных кругов: - узкая направленность взаимодействий, - пассивность, отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми объединениями.
-
Слайд № 22.
Разновидности социальных кругов: Контактные круги Профессиональные круги, или круги коллег Дружеские круги Статусные социальные круги
-
Слайд № 23.
Таким образом, Квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.
-
Слайд № 24.
В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы. группы
-
Слайд № 25.
Малая социальная группа - группа малочисленная по составу (от 2 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком. группы
-
Слайд № 26.
Большие группы- это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов. группы
-
Слайд № 27.
Первичные группы- группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством. Во вторичных группахконтакты носят статусный, формальный характер. группы
-
Слайд № 28.
Признаки организации Во-первых, организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфичных целей. Во-вторых, организация представляет собой социальную систему. В-третьих, структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию. Социальные организации
-
Слайд № 29.
Признаки организации В-четвертых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. В-пятых, организация всегда имеет программу деятельности. В-шестых, организация позволяет идентифицировать ее членов. В-седьмых, организация обладает коллективной идентичностью. Социальные организации
-
Слайд № 30.
Примерами социальных организаций служат: - семья, - политическая партия, - преступная группа, - банк, - симфонический оркестр, - футбольная команда, клуб по интересам.
-
Слайд № 31.
Итак, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают: иерархию управления, - программу действий и - фиксирование участников.
-
Слайд № 32.
1. Сущность понятия «социальная структура» Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов: - видов деятельности, - общественных отношений, - социальных групп, - общностей, - институтов и - организаций. Социальная стратификация
-
Слайд № 33.
Термин «структура»(в переводе с латинского - строение, расположение, порядок) в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношениймежду ними.
-
Слайд № 34.
При этом основными элементамисоциальной структурыявляются: - индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли); - различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.
-
Слайд № 35.
Таким образом, социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных групп, которые: а) занимают различные места в системе социального неравенстваданного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа); б)связаны отношениями(политическими, экономическими и культурными); в) являются субъектами функционирования социальных институтов и организаций данного общества.
-
Слайд № 36.
Поэтому социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратифика-ционнаясистема, обусловленная различиями социальных ролей и позиций. Эта система детерминирована: - разделением труда - существующей в данном обществе системой ценностей и культурных стандартов.
-
Слайд № 37.
Стратификация выступает как метод выделения соответ-ствующихслоев и как «портрет» самого общества. Она отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в обществе, но не равное их состояние. Эта «неравность» положения групп, разная их общественная оценка и составляют суть стратификации.
-
Слайд № 38.
Поэтому стратификацию можно охарактеризовать как: - иерархически организованную структуру социального неравен-ства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Эту иерархически организо-ваннуюструктуру общества можно представить в виде его разделения на страты.
-
Слайд № 39.
Термин «стратификация» заимствован из геологии. Первоначально, в переводе с латинского, слово «stratum» означало постель, покрывало. В английском языке его стали понимать как пласт, настил (в геологии), а также слой общества(в обществознании). Таким образом, стратификация - это деление на общественные слои («пласты»).
-
Слайд № 40.
Индивидуальная стратификацияхарактеризуется следующими чертами: 1. Порядок рангов базируется на одном критерии. 2. Ранжирование может учитывать экономический контекст. 3. Действует непродолжительное время. 4. Основана преимущественно на личном достижении.
-
Слайд № 41.
При анализе социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» - «ниже», «лучше» - «хуже», «престижно» - «непрестижно» и т.д. Критерии стратификации
-
Слайд № 42.
Все статусы делятся на «приписанные» (унаследованные) и «достигаемые» (приобретенные). Приписанные статусы(пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том случае, если они становятся источниками социальных привилегий. Например, представители коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые статусыанализируются с помощью экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев.
-
Слайд № 43.
К экономическим критериям традиционно относятся: - размеры получаемых доходов, - достигнутый уровень жизни, - масштабы накопленной собственности. К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие: - уровень образования и квалификации, - должностное положение и позиции на рынке труда.
-
Слайд № 44.
Т. Парсонс, заложивший основы теоретического анализа социальной стратификации, выделил три группы дифференцирующих признаков.
-
Слайд № 45.
Первая группа отражает «качество» индивида. Ее образуют такие характеристики, которыми люди обладают от рождения: - этническая принадлежность, - половозрастные особенности, - физические и интеллектуаль-ныеспособности, родственные связи.
-
Слайд № 46.
Вторая группа признаков охватывает «исполнение» индивидом своих ролей. Сюда относятся признаки, характеризующие: - различные виды профес-сиональнойдеятельности, связан-ныес оценкой деятельности индивида в сравнении с деятельностью других.
-
Слайд № 47.
Третья группа признаков характеризует «обладание» индивида. Она включает в себя: - собственность, - материальные и духовные цен-ности, - привилегии, - мастерство, - талант и т.д.
-
Слайд № 48.
В теории социальной стратификации выработана упорядоченная совокупность признаков (критериев), дифференцирующих общество. К ним относятся такие, как: - форма и объем власти, - размер собственности, - профессия, - престиж, - образование.
-
Слайд № 49.
Под социальной мобильностью понимается любое перемещение индивида в социальном пространстве. Термин «социальная мобильность» был введен в научный обиход в 1927 П.А. Сорокиным. Согласно его определению, под социальноймобильностью понимается любой «переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой». Социальная мобильность
-
Слайд № 50.
Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная Типы Социальной мобильности
-
Слайд № 51.
Подгоризонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной мобильностью подразумеваются такие отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.
-
Слайд № 52.
Два вида вертикальной мобильности: В зависимости от направления перемещения можно выделить два вида вертикальной мобильности: - восходящую (социальный подъем), - нисходящую(социальный спуск).
-
Слайд № 53.
Восходящая мобильность существует в двух основных формах: - вхождение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт, - аналогичное перемещение группы.
-
Слайд № 54.
Соответственно и нисходящая мобильность имеет две формы. Перваязаключается в нисхождении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.