Презентация на тему "ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация"

Презентация: ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация
Включить эффекты
1 из 54
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация". Содержит 54 слайдов. Скачать файл 0.2 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн с анимацией или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    54
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация
    Слайд 1

    ТЕМА 12. Социальные группы, общности и организации. Социальная стратификация

    Социальные общности, группы и организации 2. Сущность и теории стратификации

  • Слайд 2

    Слайд № 2.

    Социальная общность- это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целост-ностьюи выступающая самостоятельным субъектом социального действия или поведения. Социальные общности, группы и организации

  • Слайд 3

    Слайд № 3.

    Можно сказать, что в общности объединяются люди: - имеющие схожие социальные условия жизни, - одинаковые функции и обусловленные ими статусы, - социальные роли, - культурные запросы, - этнические признаки и т.д.

  • Слайд 4

    Слайд № 4.

    По количественному составу они могут быть: -небольшимии объединять в себе лишь нескольких людей, - многочисленными (например, международные политические или экономические движения). ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ

  • Слайд 5

    Слайд № 5.

    По продолжительности своего существованияобщности могут быть: кратковременными- существуют в течение нескольких минут или часов (например, аудитория конкретной телевизионной передачи), -долговременными- существуют несколько лет (например, политические партии), или целые столетия и тысячелетия (например, этносы или нации). ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ

  • Слайд 6

    Слайд № 6.

    Плотность связей между индивидами в общностях также различна: - тесно сплоченный коллектив или организация, - расплывчатые, аморфные образования. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ

  • Слайд 7

    Слайд № 7.

    Помимо этого, социальные общности можно классифицировать на основе их базового системообразующегопризнака. В соответствии с этим различают: - территориальные, - этнические, - демографические, - культурныеи иные общности. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБЩНОСТЕЙ

  • Слайд 8

    Слайд № 8.

    Для массовых общностей характерны следующие черты: 1. Структурная нерасчленённость, аморфность. 2. Ситуативный способ сущест-вования. 3. Разнородность состава 4. Не способны выступать в составе более широких общностей. МАССОВЫЕ ОБЩНОСТИ

  • Слайд 9

    Слайд № 9.

    Социальные агрегации представляют собой совокупность индивидов - пространственно находящихся в определенном месте и - не осуществляющих сознатель-ноговзаимодействия.   - Пассажиры вагона - Жители города - Жители микрорайона

  • Слайд 10

    Слайд № 10.

    - общности, объединяющие индивидов с одной или несколькими схожими харак-теристиками.   К ним, например, можно отнести: - мужчин, - студентов, - художников. Социальная категория

  • Слайд 11

    Слайд № 11.

    1. Органический характер. 2. Способность осуществлять много-образныевиды деятельности. 3. Выраженная однородность состава. 4. Способность входить в более широкие общности   - Различные трудовые коллективы, - Политические партии. Групповые общности

  • Слайд 12

    Слайд № 12.

    - осуществляется в зависимости от их базовой природы, т.е. характера свойств, присущих индивидам и лежащих в основе образования соответствующих общностей.   На основе этого принципа выделяют: - социальные, - демографические, - этнические, - региональныеи прочие группы. Классификация Групповых общностей

  • Слайд 13

    Слайд № 13.

    Таким образом, Р.Мертон выделяет три основные черты групп: - взаимодействие, - членство, - идентичность и рассматривает их как групповые общности.  

  • Слайд 14

    Слайд № 14.

    социальная группа– это совокупность индивидов, взаимодействующихопреде-леннымобразом на основе разделяемых ожиданийкаждого члена группы в отношении других.

  • Слайд 15

    Слайд № 15.

    Квазигруппы имеют следующие отличительные черты: 1. Спонтанность образования. 2. Неустойчивость взаимодействий. 3. Отсутствие разнообразия во взаимодействиях, либо одно-направленностьсвязей. 4. Кратковременность совместных действий. квазигруппа

  • Слайд 16

    Слайд № 16.

    Выделяют три основных вида квазигрупп: - аудиторию, - толпу, - социальный круг.

  • Слайд 17

    Слайд № 17.

    I. Аудитория Под аудиторией понимается: - общность людей, объеди-ненныхвзаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.

  • Слайд 18

    Слайд № 18.

    Толпа - это собрание людей, находящихся в замкнутом физическом пространстве и объединенных общностью интересов.   Исследованиями толпы занимались многие известные ученые: французские социологи Г. Тард и Г. Лебон, итальянец С. Сигеле, русский социолог Н.Михайловский и др. Толпа обладает такими психологическими характеристиками, как: - эмоциональность, - спонтанность, - внушаемость, - анонимность и неуязвимость.

  • Слайд 19

    Слайд № 19.

    Случайная толпа Обусловленная толпа Экспрессивная толпа Действующая толпа Типология толпы

  • Слайд 20

    Слайд № 20.

    Основное отличие социальных круговзаключается в том, что: - взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Социальные круги

  • Слайд 21

    Слайд № 21.

    Характерные черты социальных кругов: - узкая направленность взаимодействий, - пассивность, отсутствие единства делают социальные круги неустойчивыми объединениями.  

  • Слайд 22

    Слайд № 22.

    Разновидности социальных кругов: Контактные круги Профессиональные круги, или круги коллег Дружеские круги Статусные социальные круги 

  • Слайд 23

    Слайд № 23.

    Таким образом, Квазигруппы могут рассматриваться как некоторые переходные образования на пути к устойчивым социальным группам с устоявшимися взаимосвязями.

  • Слайд 24

    Слайд № 24.

    В зависимости от формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы.    группы

  • Слайд 25

    Слайд № 25.

       Малая социальная группа - группа малочисленная по составу (от 2 до 15-20 человек), ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении.   Наличие непосредственных контактов является главным группообразующим признаком.     группы

  • Слайд 26

    Слайд № 26.

        Большие группы- это социальные группы с большим числом членов, основанные на разных типах связи, не предполагающие обязательных личных контактов.   группы

  • Слайд 27

    Слайд № 27.

      Первичные группы- группы, характеризующиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством.     Во вторичных группахконтакты носят статусный, формальный характер. группы

  • Слайд 28

    Слайд № 28.

      Признаки организации   Во-первых, организация - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных и специфичных целей.   Во-вторых, организация представляет собой социальную систему.     В-третьих, структура социальных организаций всегда представляет собой иерархию. Социальные организации

  • Слайд 29

    Слайд № 29.

    Признаки организации   В-четвертых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации.   В-пятых, организация всегда имеет программу деятельности.   В-шестых, организация позволяет идентифицировать ее членов.   В-седьмых, организация обладает коллективной идентичностью. Социальные организации

  • Слайд 30

    Слайд № 30.

    Примерами социальных организаций служат: - семья, - политическая партия, - преступная группа, - банк, - симфонический оркестр, - футбольная команда, клуб по интересам.

  • Слайд 31

    Слайд № 31.

    Итак, социальная организация представляет собой социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных целей на основе формирования высокоформализованных структур, которые включают: иерархию управления, - программу действий и - фиксирование участников.

  • Слайд 32

    Слайд № 32.

    1. Сущность понятия «социальная структура»   Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов: - видов деятельности, - общественных отношений, - социальных групп, - общностей, - институтов и - организаций. Социальная стратификация

  • Слайд 33

    Слайд № 33.

    Термин «структура»(в переводе с латинского - строение, расположение, порядок) в общем смысле означает более или менее стабильную совокупность элементов целого и взаимоотношениймежду ними.

  • Слайд 34

    Слайд № 34.

    При этом основными элементамисоциальной структурыявляются: - индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли); - различные объединения этих индивидов: группы, общности, социальные организации.

  • Слайд 35

    Слайд № 35.

    Таким образом, социальная структура общества- это совокупность взаимосвязанных между собой, упорядоченных относительно друг друга социальных групп, которые: а) занимают различные места в системе социального неравенстваданного общества, в дифференциации населения по основным для данного общества критериям (собственности, власти, дохода, престижа); б)связаны отношениями(политическими, экономическими и культурными); в) являются субъектами функционирования социальных институтов и организаций данного общества.

  • Слайд 36

    Слайд № 36.

    Поэтому социальная структура реального общества всегда выступает как определенная стратифика-ционнаясистема, обусловленная различиями социальных ролей и позиций. Эта система детерминирована: - разделением труда - существующей в данном обществе системой ценностей и культурных стандартов.

  • Слайд 37

    Слайд № 37.

    Стратификация выступает как метод выделения соответ-ствующихслоев и как «портрет» самого общества. Она отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в обществе, но не равное их состояние. Эта «неравность» положения групп, разная их общественная оценка и составляют суть стратификации.

  • Слайд 38

    Слайд № 38.

    Поэтому стратификацию можно охарактеризовать как: - иерархически организованную структуру социального неравен-ства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Эту иерархически организо-ваннуюструктуру общества можно представить в виде его разделения на страты.

  • Слайд 39

    Слайд № 39.

    Термин «стратификация» заимствован из геологии. Первоначально, в переводе с латинского, слово «stratum» означало постель, покрывало. В английском языке его стали понимать как пласт, настил (в геологии), а также слой общества(в обществознании). Таким образом, стратификация - это деление на общественные слои («пласты»).

  • Слайд 40

    Слайд № 40.

    Индивидуальная стратификацияхарактеризуется следующими чертами:   1. Порядок рангов базируется на одном критерии. 2. Ранжирование может учитывать экономический контекст. 3. Действует непродолжительное время. 4. Основана преимущественно на личном достижении.

  • Слайд 41

    Слайд № 41.

    При анализе социальной структуры общества надо помнить, что основанием для выделения страты может быть не любой признак, а лишь тот, который объективно в данном обществе приобретает ранговый (статусный) характер: «выше» - «ниже», «лучше» - «хуже», «престижно» - «непрестижно» и т.д. Критерии стратификации

  • Слайд 42

    Слайд № 42.

    Все статусы делятся на «приписанные» (унаследованные) и «достигаемые» (приобретенные). Приписанные статусы(пол, национальность и т.д.) интересуют социологов только в том случае, если они становятся источниками социальных привилегий. Например, представители коренной национальности занимают лучшие места на рынке труда. Достигаемые статусыанализируются с помощью экономических, политических, профессиональных и других социальных критериев.

  • Слайд 43

    Слайд № 43.

    К экономическим критериям традиционно относятся: - размеры получаемых доходов, - достигнутый уровень жизни, - масштабы накопленной собственности.   К ним примыкают профессиональные критерии, фиксирующие: - уровень образования и квалификации, - должностное положение и позиции на рынке труда.

  • Слайд 44

    Слайд № 44.

    Т. Парсонс, заложивший основы теоретического анализа социальной стратификации, выделил три группы дифференцирующих признаков.

  • Слайд 45

    Слайд № 45.

    Первая группа отражает «качество» индивида. Ее образуют такие характеристики, которыми люди обладают от рождения: - этническая принадлежность, - половозрастные особенности, - физические и интеллектуаль-ныеспособности, родственные связи.

  • Слайд 46

    Слайд № 46.

    Вторая группа признаков охватывает «исполнение» индивидом своих ролей. Сюда относятся признаки, характеризующие: - различные виды профес-сиональнойдеятельности, связан-ныес оценкой деятельности индивида в сравнении с деятельностью других.

  • Слайд 47

    Слайд № 47.

    Третья группа признаков характеризует «обладание» индивида. Она включает в себя: - собственность, - материальные и духовные цен-ности, - привилегии, - мастерство, - талант и т.д.

  • Слайд 48

    Слайд № 48.

    В теории социальной стратификации выработана упорядоченная совокупность признаков (критериев), дифференцирующих общество. К ним относятся такие, как: - форма и объем власти, - размер собственности, - профессия, - престиж, - образование.

  • Слайд 49

    Слайд № 49.

    Под социальной мобильностью понимается любое перемещение индивида в социальном пространстве.   Термин «социальная мобильность» был введен в научный обиход в 1927 П.А. Сорокиным. Согласно его определению, под социальноймобильностью понимается любой «переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой». Социальная мобильность

  • Слайд 50

    Слайд № 50.

    Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная     Типы Социальной мобильности

  • Слайд 51

    Слайд № 51.

    Подгоризонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. Под вертикальной мобильностью подразумеваются такие отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой.

  • Слайд 52

    Слайд № 52.

    Два вида вертикальной мобильности: В зависимости от направления перемещения можно выделить два вида вертикальной мобильности: - восходящую (социальный подъем), - нисходящую(социальный спуск).

  • Слайд 53

    Слайд № 53.

    Восходящая мобильность существует в двух основных формах: - вхождение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт, - аналогичное перемещение группы.

  • Слайд 54

    Слайд № 54.

    Соответственно и нисходящая мобильность имеет две формы. Перваязаключается в нисхождении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую без разрушения при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке