Содержание
-
Задержка психического развития (ЗПР)
pptcloud.ru
-
Содержание: 1.Понятие о задержке развития 2.Историческая справка 3.Формы и классификация ЗПР 4.Причины возникновения ЗПР 5.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. 6.Лечение и профилактика ЗПР 7.Список литературы
-
Понятие о ЗПР.
1.Под термином «задержка развития» понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых) 2.ЗПР- нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные занятия и выполнять их.( «Краткий дефектологический словарь», 1964г) 3.Это сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей недоразвиты различные компоненты их психической и психофизиологической деятельности.
-
Историческая справка
В 30-50е годы задержками развития обозначали широкую клиническую группу нарушений психического развития, включая олигофрению, а для обсуждаемой группы детей использовался термин «психический инфантилизм» С начала 60х г. В клинический обиход вошел диагноз «задержка темпа психического развития», а несколько позже – «временные задержки психического развития» Данные термины были предложены Г.Е.Сухаревой Условно можно выделить четыре основных периода развития психологической помощи детям с проблемами в развитии: 1.Описательный (XIX век, Эдуард Сеген; П.Я. Трошин) 2.Внедрениеэкспериментально-психологических методов ( конец XIX начало XX в, Э.Клаперед, М.Монтессори, А.Н.Грабов, В.П. Кащенко, П.П.Кащенко.) 3.Развитие психологической коррекции(Л.С.Выготский, А.Адлер, З.Фрейд, Ж.Пиаже) 4.Интенсивное формирование практической психологии ( Ю.В. Микадзе, Н.К.Корсакова 1994г.; Н.Н.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997 г.; Н.Я Семаго, М.М.Семаго 2000 г.; Дубровина И.В. 1990 г; А.И. Захаров 1982 г., А.С Спиваковская 1988 г.; В.В.Горбузов 1990 г.)
-
Основные формы ЗПР(М.С.Певзнер и Т.А.Власова 1984 год)
- Обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы.) - Возникающая на ранних этапах жизни, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.
-
Классификация
Существует несколько классификаций ЗПР: 1.Классификация В.В.Ковалева 1979 г. Он выделяет три варианта ЗПР, обусловленных влиянием биологических факторов: - Дизонтогенетический (при состояниях психического инфантилизма) - энцефалопатический (при негрубых органических поражениях ЦНС) - ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях слуха и зрения) И четвертый вариант В.В. Ковалев связывает с ранней социальной депривацией
-
Классификация К.С. Лебединской (1980)
1.ЗПР конституционального происхождения -истинный инфантилизм -гармонический или психофизический инфантилизм -психический инфантилизм 2. Задержка психического развития соматогенного генеза 3. Задержка психического развития психогенного генеза 4.Задержка церебрально-органического генеза.
-
Причины возникновения ЗПР
М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют : 1. Неблагоприятное течение беременности: - болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); - хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); - токсикозы, особенно второй половины беременности; - токсоплазмоз; - интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; - несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
-
2. Патология родов: - травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов); - асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы - педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до 3х лет), так и в более поздние возрастные этапы - наличие криминального окружения - Низкий уровень образования родителей 4. Наследственные факторы - Врожденная ( в том числе наследственная) неполноценность центральной нервной системы
-
Общие особенности детей с ЗПР
-Снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. - Низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации - Не нарушены пороги абсолютной чувствительности - Неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое - Имеются легкие нарушения речевых функций - Незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения
-
Наиболее яркие признаки ЗПР
1.Незрелость эмоционально-волевой сферы 2.Нарушение внимания 3.Нарушение восприятия 4.Особенности памяти 5.Проблема речи 6.Отставание в развитии всех форм мышления
-
Лечение и профилактика ЗПР
Диагностирование ЗПР на ранних стадиях развития представляется довольно проблематичным. Его методы основаны в первую очередь на сравнительном анализе развития ребенка с соответствующими его возрасту нормами.
-
К общим задачам относятся:
развитие гностических процессов ребенка с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям; укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в коллективе сверстников и в семье; формирование адекватной самооценки, самостоятельности и активности у детей с ЗПР. большое значение имеет также решение частных задач: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся дефект, диагностика и коррекция стиля семейного воспитания, предотвращение развития госпитализма или его последствий и пр.
-
Основные направления в помощи детям с ЗПР
-
Коррекция
1.Игры со словами 2.Конструирование 3.Рисование (раскрашивание) 4.Гимностика для пальцев рук 5.Лепка, аппликация 6.Сюжетные игры
-
Рекомендации родителям по профилактике ЗПР
Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Необходимо показать новорожденного невропатологу. Телесно-эмоциональный контакт.
-
Список литературы
1.Ульенкова У.В.,О.В.Лебедева «Организация и содержание спец.психологической помощи детям с проблемами в развитии.М.Издат.центр «Академия» 2002 год. 2.М.Б.Калашникова «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии» Учеб.методич.пособие. 3.М.Б.Калашникова «Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития» В.Новгород, 2002 г. 4. И.И.Мамайчук «Психокоррекционная психология для детей с проблемами в развитии.» СПб: «Речь» 2004 год 5.И.И.Мамайчук, М.Н.Ильина. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» СПб: «Речь» 2004 год 6. http://www.ourbaby.ru/articles/article.aspx?id=233 7 http://www.invalid-detstva.ru/nar_spr.php/nar_spr.php
-
Презентацию подготовилаРогожинская М.А.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.