Содержание
-
Тема 9. Трансформационная экономика
1.Важнейшие черты и проблемы командно-административной экономики 2.Понятие трансформационной экономики, ее основные особенности 3.Основные направления рыночных преобразований 4.Роль государства в трансформационной экономике
-
1.Важнейшие черты и проблемы командно-административной экономики 2.Понятие трансформационной экономики, ее основные особенности 3.Основные направления рыночных преобразований 4.Роль государства в трансформационной экономике 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 2
-
Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками социалистической экономики, основными принципами которой являются: отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве экономической основы социального равенства; управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения, что, как и для кого производить; централизованное распределение ресурсов и результатов труда; постепенная ликвидация рыночного механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними — и денег. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 3
-
Построенная на указанных принципах экономика СССР, других социалистических стран получила в экономической литературе название «командно-административная система» (КАС). Ее характерные черты и особенности: является всеобщее огосударствление экономической жизни общества и, прежде всего, основы экономической системы — собственности. деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 4
-
В производстве деформация началась с подмены заявленной цели: Вместо наиболее полного удовлетворения растущих потребностей общества такой целью фактически стало производство ради производства расширения военно-промышленного комплекса. Промышленность производила во все возрастающих масштабах средства производства и технику военного назначения, а выпуск товаров народного потребления значительно отставал от потребностей в них. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 5
-
В основе управления производственным процессом лежало централизованное директивное планирование. План после принятия принимал форму закона; его неисполнение вело к административной, уголовной и партийной ответственности. Центр определял основные экономические показатели: цены, нормы оплаты труда и прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделялись бесплатные ресурсы, централизованно устанавливался фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Однако при номенклатуре в миллионы наименований товаров точно определить их перечень единый центр был физически не в состоянии. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 6
-
Особенностью производства в КАС является господство предприятий-монополистов. В такой хозяйственной системе неэффективно работающим предприятиям не дают разориться, поддерживая их «на плаву» путем перераспределения прибыли от более эффективно работающих предприятий. По этой причине отсутствуют стимулы для продуктивной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 7
-
Возникла система экономического иждивенчества. Здесь каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров, цен и услуг, поэтому отсутствует конкуренция. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 8
-
Во времена СССР в производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за экономическое положение отраслей, регионов, предприятий, отдельных трудящихся. При декларированной всеобщей занятости и внешнем отсутствии безработицы в Советском Союзе существовала скрытая безработица, т.е. завышенные штаты работников практически на всех предприятиях и, как следствие, низкая повсеместная производительность труда. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 9
-
В сельском хозяйстве произошла административная коллективизация как результат экспроприации частной собственности. Зачастую имело место насильственное объединение крестьян в колхозы и совхозы, контролируемые государством. Из сельского хозяйства в огромных количествах изымались средства для проведения индустриализации. Колхозники длительное время работали за трудодни и были лишены права покинуть свои хозяйства, так как им не выдавались паспорта. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 10
-
В отношениях распределения основной недостаток КАС заключается в том, что государство является монопольным распределителем основных ресурсов: материальных, финансовых, природных, трудовых. Деньги объективно не могли выполнять те же функции, что и в рыночной экономике. В экономике формально действовал принцип распределения по труду, а на деле существовало уравнительное распределение. В итоге зарплата перестала быть стимулом роста производительности труда. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 11
-
В отношениях обмена также господствовала особая форма — административный рынок с условными товарно-денежными отношениями. Для него были характерны централизованное ценообразование, отсутствие многообразия форм собственности, суженный характер обмена (по причине отсутствия рынков ценных бумаг, капитала, земли, труда). 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 12
-
Отношения потребления были также деформированы. Предприятия и население были фактически лишены права выбора. Первые, жестко прикрепленные централизованной системой распределения к единственному поставщику ресурсов или комплектующих изделий, не могли менять ни его, ни покупателей своей продукции по собственному усмотрению. Поэтому господствовал принцип «бери, что дают, невзирая ни на качество, ни на цену». 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 13
-
Для населения отношения потребления характеризовались тем, что жилье, общественный транспорт, основные продукты питания были дешевыми, но все потребительские товары отличались низким качеством. Рост номинальных денежных доходов населения и «замороженные» цены на большинство товаров явились причиной отставания совокупного предложения продукции от платежеспособного спроса населения, которое фактически было лишено права выбора товаров и услуг, обеспечивающих его потребности. Одновременно в условиях их дефицита широкое распространение получает нормированное (карточное, талонное) распределение благ и услуг. Таким образом, отношения потребления в КАС характеризуются скрытым снижением жизненного уровня населения, всеобщим дефицитом. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 14
-
Основным же недостатком КАС является низкая эффективность общественного производства. Советская экономика, достигнув высоких темпов роста в 1950-х гг. (в среднем 10 % в год), в дальнейшем стала проявлять признаки спада: в 1960-х гг. этот показатель составил 7 %; в 1970-х — 5 %; в 1980-х — около 2 %, а в начале 1990-х гг. рост фактически прекратился. Аналогичный застой пережили и страны Восточной Европы. Мировой опыт показывает, что самой эффективной системой на сегодняшний день является рыночная экономика. Поэтому наша страна, как и подавляющее большинство бывших социалистических государств, взяла курс на переход к рыночной экономике. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 15
-
1.Важнейшие черты и проблемы командно-административной экономики 2.Понятие трансформационной экономики, ее основные особенности 3.Основные направления рыночных преобразований 4.Роль государства в трансформационной экономике 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 16
-
Трансформационная (переходная) экономика — экономика стран, переходящих от централизованно управляемой системы хозяйствования к системе, основанной на рыночных принципах. Трансформационный (переходный) период — время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Приоритетным направлением этого перехода в постсоциалистических странах является социально ориентированная рыночная экономика. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 17
-
Социальная ориентация рыночной экономики — процесс повышения социальной эффективности экономики, усиления ее социальной составляющей, проявляющийся в том, что все большая часть ресурсов общества, мобилизуемых государством, направляется им на социальные цели, а производство подчиняется потребителю. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 18
-
Сущность трансформационной (переходной) экономики заключается в том, что она представляет собой сочетание командно-административной и современной рыночной систем. Содержанием трансформационной (переходной) экономики постсоциалистических стран является: создание рыночных отношений; реформирование экономической политики и методов хозяйствования; преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 19
-
Концепции трансформации командной экономики: шоковая терапия; градуалистический подход. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 20
-
Шоковая терапия, предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества, основными направлениями которых являются: либерализация цен; переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий; переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных и создание условий для появления новых негосударственных предприятий; демонополизацию промышленности; проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. При таком варианте трансформации государство прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики. Стержнем экономической политики при шоковой терапии является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно-кредитной политики. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 21
-
Сущность второго направления — постепенное создание рыночных отношений. Данная концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Авторов подобного варианта часто называют «градуалистами» (постепенный). По их мнению, быстрый переход от командной экономики к рыночной просто невозможен, поскольку необходимо смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Главная роль в рыночных преобразованиях, согласно этой концепции, отводится государству. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 22
-
При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся: значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюционности преобразований; сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти; четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности; социальная направленность производимых реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 23
-
Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтвержденных на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Впервые такая стратегия была разработана в 1997 г. (НСУР—97), сейчас завершается работа над НСУР—2020. Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 24
-
Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются: в области совершенствования государственности — формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития; в области общественного развития — постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека; 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 25
-
в области экономики: построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании и охране окружающей среды, а наемных работников — в высокопроизводительном труде; высокого уровня благосостояния добросовестно работающих членов общества с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, с эффективной системой социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 26
-
1.Важнейшие черты и проблемы командно-административной экономики 2.Понятие трансформационной экономики, ее основные особенности 3.Основные направления рыночных преобразований 4.Роль государства в трансформационной экономике 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 27
-
Главная задача трансформационной экономики, формирование рыночных отношений. Вместе с тем можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений: либерализация экономики; реформирование отношений собственности; стабилизация экономики; реструктуризация (структурная перестройка) экономики; интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 28
-
Либерализация означает отказ от государственного регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства. Роль либерализации заключается в возможности ликвидации двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов; ограниченности информации. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 29
-
Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности, которая, как известно, выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений. Рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности, в командной же господствуют только один субъект — государство и только одна форма собственности — государственная. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют наличия четких имущественных прав. В огосударствленной экономике такой конкретности нет. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 30
-
В процессе приватизации предстоит решить следующие основные задачи: обеспечение непрерывности и последовательности процесса разгосударствления при соблюдении условия повышения эффективности работы субъектов хозяйствования и осуществления инвестиционных проектов; гарантирование сохранности прав собственности законных владельцев приватизированных объектов; создание благоприятных условий для привлечения отечественного и иностранного капитала в реальный сектор экономики; ускорение процессов акционирования и создания корпоративных структур; формирование полноценного фондового рынка. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 31
-
Еще одним важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства. Она предусматривает: переоснащение отраслей и предприятий современной техникой; ликвидацию устаревших производств; переориентирование производства на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 32
-
Практика рыночных реформ показала растущее значение формирования рыночных институтов, что предполагает: развитие институтов, обеспечивающих права собственности, договорные отношения, создание компаний, защиту инвесторов, осуществление процедур банкротства, формирование конкурентной среды и др.; создание и совершенствование компетентной и надежной системы судопроизводства и таких специализированных органов, как комиссии по ценным бумагам и антимонопольным службам; формирование и развитие системы финансовых рынков и институтов, в том числе банковского сектора и сети небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды рискового капитала, лизинговые, факторинговые и страховые компании); совершенствование системы государственного управления, преобразование структуры органов управления с учетом трансформации форм и методов регулирования экономики. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 33
-
Одно из главных направлений переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема здесь заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 34
-
1.Важнейшие черты и проблемы командно-административной экономики 2.Понятие трансформационной экономики, ее основные особенности 3.Основные направления рыночных преобразований 4.Роль государства в трансформационной экономике 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 35
-
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин: 1.прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. 2.в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. 3.для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 36
-
4.переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. 5.становление рыночной экономики требует длительного периода времени. В этих условиях государственное управление, особенно на начальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. 6.макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство, не могут быть осуществлены без его активного участия. 7.государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 37
-
Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике. Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности; смена методов поддержки малого бизнеса; реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 38
-
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает: цели государственного регулирования (стратегические и текущие); методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые); формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы-прогнозы); субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства); объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.). 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 39
-
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ; защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь); сглаживает неравенство в доходах; занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 40
-
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами: во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 41
-
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства: создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики); переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой.; переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 42
-
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста. 10.11.2019 Академия МВД Республики Беларусь 43
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.