Презентация на тему "Тема: Сознание: его происхождение и сущность"

Презентация: Тема: Сознание: его происхождение и сущность
Включить эффекты
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Тема: Сознание: его происхождение и сущность". Презентация состоит из 25 слайдов. Материал добавлен в 2018 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.11 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    25
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Тема: Сознание: его происхождение и сущность
    Слайд 1

    Тема: Сознание: его происхождение и сущность

  • Слайд 2

    План лекции:

    1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция 2. Происхождение сознания 3. Сознание и бессознательное

  • Слайд 3

    Ключевые понятия:

    сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип,

  • Слайд 4

    психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.

  • Слайд 5

    Вопрос 1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция

    в идеализме: сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая; в материализме: сознание – способность идеального воспроизведения действительности.

  • Слайд 6

    Материалистическая концепция:

    Три основных принципа: 1. сознание – функция мозга; 2. сознание – активное отражение внешнего мира в ходе практики; 3. сознание – продукт общественного развития. Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. сознание связано с понятием отражение.

  • Слайд 7

    Отражение

    Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемогообъекта или процесса. свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.

  • Слайд 8

    Уровни отражения материи:

    отражение материи отражение в неживой природе отражение на биологическом уровне социальное отражение

  • Слайд 9

    Отражение в неживой и живой природе:

    в неживой природе: проявляется виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции); в живой природе: выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений, у высокоразвитых животных появляется нервная система (регулирует и контролирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой), появляются рефлексы– ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.).

  • Слайд 10

    Социальное отражение:

    высшая форма отражения (сознание). важнейшие свойства сознания: активность, способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных). Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; служит основой преобразовательной деятельности человека.

  • Слайд 11

    Структура сознания:

    телесно-перцептивныеспособности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе; логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; эмоциональные составляющие сознания: не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.; ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

  • Слайд 12

    Вопрос 2. Происхождение сознания

    Вопрос происхождения сознания основан на вопросе происхождения человека. Теории антропогенеза: концепция абиогенеза:спонтанного возникновении и жизни из неживой природы вследствие разных причин (теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.), концепция панспермии: жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса – то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами, теистическая концепция: происхождение человека в акте божественного творения.

  • Слайд 13

    Материалистическая теория происхождения человека:

    эволюционная теория трудовая теория человек – результат генетической ошибки человек – результат бифуркации (качественный скачек)

  • Слайд 14

    Трудовая теория (Ч. Дарвин):

    важнейшее условие возникновения человека в ходе эволюции – совместная орудийная деятельность, опосредованная речью; процесс эволюции человека (стадии): изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) → необходимость приспособления приматов к новым условиям существования → переход на мясную пищу → необходимость изготовления и использования орудий труда → коллективный характер охоты → возникновение системы речевых знаков (жесты, звуки, язык) →

  • Слайд 15

    морфологические изменения (прямохождение → освобождение передних конечностей, более активные действия с предметами; строения кисти; увеличение объема мозга) → активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Создание орудий труда и эволюция сознания: в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении, т.е. идеально; использование и изготовление орудий труда предполагает аккумуляцию (сохранение), передачу опыта. Вывод: труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

  • Слайд 16

    Вопрос 3.Сознание и бессознательное

    Понятия «психика» и «сознание» не тождественны: «психика» – совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «психика» включает в себя и бессознательныеявления и процессы: сновидения, обмолвки, оговорки, автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.

  • Слайд 17

    Характеристики бессознательного:

    низший уровень человеческой психики; явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им; занимает большое место в его духовной жизни; фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного; к проблеме бессознательного обращались многие мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.); наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательногобыли созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром ЗигмундомФрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.

  • Слайд 18

    Природа бессознательного (З. Фрейд):

    бессознательное играет главную роль в человеческой жизни («Я» не является хозяином в собственном доме»); сознание человека ограничивается сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, что в действительности зачастую движет его поступками. Структура психики: Сверх - Я Сознательное Я Оно

  • Слайд 19

    Структура психики (З. Фрейд):

    Оно – «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные): всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» – психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт; Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними; Сверх-Я– система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.

  • Слайд 20

    «Судьба» нежелательного влечения:

    вытеснениев бессознательное неразряженным, консервация в самых дальних уголках психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; сублимация(возвышение), переключение на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.). Вывод: вся жизнь человека представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества – сублимацию либидо.

  • Слайд 21

    Критика З. Фрейда К. Юнгом:

    критикует пансексуализм З. Фрейда, доказывая: во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.

  • Слайд 22

    Природа бессознательного (К. Юнг):

    не является полем пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; бессознательное – вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия; значительно превосходит возможности сознания; действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.

  • Слайд 23

    коллективное бессознательное имеет всеобщую сверхличностную природу; носители коллективного бессознательного архетипы. бессознательное индивидуальное бессознательное коллективное бессознательное

  • Слайд 24

    Архетип (К. Юнг):

    Архетип (греч. arche – начало и typos – образ; первообраз, проформа) – «коллективное бессознательное», общечеловеческое основание («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. присущи от рождения всем людям; архетипы многообразны: Анима (женское начало), Анимус(мужское начало), Тень, Персона, Самость и др.

  • Слайд 25

    архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке