Содержание
-
Тема: Сознание: его происхождение и сущность
-
План лекции:
1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция 2. Происхождение сознания 3. Сознание и бессознательное
-
Ключевые понятия:
сознание, отражение, бессознательное, либидо, Оно, Сверх-Я, сознательное Я, архетип,
-
психика, трудовая теория, абиогенез, теория панспермии, коллективное бессознательное.
-
Вопрос 1. Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция
в идеализме: сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая; в материализме: сознание – способность идеального воспроизведения действительности.
-
Материалистическая концепция:
Три основных принципа: 1. сознание – функция мозга; 2. сознание – активное отражение внешнего мира в ходе практики; 3. сознание – продукт общественного развития. Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. сознание связано с понятием отражение.
-
Отражение
Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемогообъекта или процесса. свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи.
-
Уровни отражения материи:
отражение материи отражение в неживой природе отражение на биологическом уровне социальное отражение
-
Отражение в неживой и живой природе:
в неживой природе: проявляется виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции); в живой природе: выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений, у высокоразвитых животных появляется нервная система (регулирует и контролирует все функции организма в его взаимодействии с внешней средой), появляются рефлексы– ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия – безусловные и условные (инстинкты – половой, пищевой, оборонный и т.д.).
-
Социальное отражение:
высшая форма отражения (сознание). важнейшие свойства сознания: активность, способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных). Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; служит основой преобразовательной деятельности человека.
-
Структура сознания:
телесно-перцептивныеспособности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе; логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; эмоциональные составляющие сознания: не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.; ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
-
Вопрос 2. Происхождение сознания
Вопрос происхождения сознания основан на вопросе происхождения человека. Теории антропогенеза: концепция абиогенеза:спонтанного возникновении и жизни из неживой природы вследствие разных причин (теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.), концепция панспермии: жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса – то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами, теистическая концепция: происхождение человека в акте божественного творения.
-
Материалистическая теория происхождения человека:
эволюционная теория трудовая теория человек – результат генетической ошибки человек – результат бифуркации (качественный скачек)
-
Трудовая теория (Ч. Дарвин):
важнейшее условие возникновения человека в ходе эволюции – совместная орудийная деятельность, опосредованная речью; процесс эволюции человека (стадии): изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) → необходимость приспособления приматов к новым условиям существования → переход на мясную пищу → необходимость изготовления и использования орудий труда → коллективный характер охоты → возникновение системы речевых знаков (жесты, звуки, язык) →
-
морфологические изменения (прямохождение → освобождение передних конечностей, более активные действия с предметами; строения кисти; увеличение объема мозга) → активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Создание орудий труда и эволюция сознания: в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении, т.е. идеально; использование и изготовление орудий труда предполагает аккумуляцию (сохранение), передачу опыта. Вывод: труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.
-
Вопрос 3.Сознание и бессознательное
Понятия «психика» и «сознание» не тождественны: «психика» – совокупность ощущений, восприятий, памяти, мышления, внимания, чувств, воли, т.е. совокупность его внутреннего мира, отличного от мира вещей. «психика» включает в себя и бессознательныеявления и процессы: сновидения, обмолвки, оговорки, автоматически совершаемые действия, утрата полноты ориентировки во времени и пространстве, патологические явления (бред, галлюцинации, иллюзии) и т.п.
-
Характеристики бессознательного:
низший уровень человеческой психики; явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияния на поведение человека, но не осознаются им; занимает большое место в его духовной жизни; фактически все действия людей оказываются соединением сознательного и бессознательного; к проблеме бессознательного обращались многие мыслители (Платон, Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.); наиболее распространенные и влиятельные концепции бессознательногобыли созданы в ХХ веке австрийским психологом и психиатром ЗигмундомФрейдом и швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом.
-
Природа бессознательного (З. Фрейд):
бессознательное играет главную роль в человеческой жизни («Я» не является хозяином в собственном доме»); сознание человека ограничивается сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно, что в действительности зачастую движет его поступками. Структура психики: Сверх - Я Сознательное Я Оно
-
Структура психики (З. Фрейд):
Оно – «кипящий котел страстей», безудержные примитивные телесные инстинкты и влечения (сексуальные и агрессивные): всецело подчинено принципу удовольствия; всей его силой управляет «либидо» – психическая энергия сексуальных влечений, т.е. половый инстинкт; Сознательное Я – посредник между Оно и Сверх-Я, пытающийся удовлетворить потребности Оно и требования Сверх-Я, прийти к необходимому соглашению между ними; Сверх-Я– система моральных норм и социальных запретов для Оно, выполняющая роль внутреннего цензора.
-
«Судьба» нежелательного влечения:
вытеснениев бессознательное неразряженным, консервация в самых дальних уголках психики, что приводит к скрытой и явной агрессии, депрессиям и неврозам; сублимация(возвышение), переключение на цели социально и культурно приемлемые (высшие) и нравственно одобряемые (творчество, занятие наукой, саморазвитие и самосовершенствование человека и т.д.). Вывод: вся жизнь человека представляет собой бесконечную борьбу с бессознательными влечениями, а культура человечества – сублимацию либидо.
-
Критика З. Фрейда К. Юнгом:
критикует пансексуализм З. Фрейда, доказывая: во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиций либидо.
-
Природа бессознательного (К. Юнг):
не является полем пороков и плотских влечений, вытесненным из сознания в процессе исторического развития человека; бессознательное – вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия; значительно превосходит возможности сознания; действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную, более высокую ступень развития.
-
коллективное бессознательное имеет всеобщую сверхличностную природу; носители коллективного бессознательного архетипы. бессознательное индивидуальное бессознательное коллективное бессознательное
-
Архетип (К. Юнг):
Архетип (греч. arche – начало и typos – образ; первообраз, проформа) – «коллективное бессознательное», общечеловеческое основание («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. присущи от рождения всем людям; архетипы многообразны: Анима (женское начало), Анимус(мужское начало), Тень, Персона, Самость и др.
-
архетипы не могут быть схвачены разумом, это некие «образы-символы», выражающие общечеловеческие потребности, инстинкты, стремления и являющиеся человеку через сны, образы, мифы, фантазии, воображение.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.