Содержание
-
Теория социализации и социального влияния
Подготовили студентки 2 курса, 22 группы, О.Л., Канатуш Анастасия, Лупач Анастасия
-
Использованная литература
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 429 с. Усанова, О.Н. Специальная психология / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.: ил.
-
Основные понятия:
социализация, социальная депривация
-
План
Понятие социализации в широком и узком понимании; Сферы становления личности; Возрастной аспект социализации.
-
1. Понятие социализации в широком и узком понимании
-
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя.
-
И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
-
Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г.М. Андреева).
-
Социализация в ее широком понимании определяется как процесс и результат усвоения человеком социального опыта. В более узком, специальном смысле слова: Процесс и результат освоения отдельно взятым человеком доступного и необходимого ему социального опыта. В промышленной и организационной психологии социализация – это процесс, посредством которого новый член соответствующей организации адаптируется к нормам и ролям в данной организации.
-
Социализация
- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду (определение со специальной психологии).
-
Социализация, следовательно, по своему содержанию есть процесс становления личности. Момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. продвижение его на новую ступень.
-
2. Сферы становления личности
-
Первая сторона процесса социализации - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека: вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
-
Выделяютсятри сферы социализации: деятельность, общение, самосознание (Андреева Г. М., 1998). Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо.
-
1. В деятельности происходит ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами.
-
Как следствие этого возникает и второй процесс — определенное центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и, важнейшее, соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
-
2. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
-
3. Развитие самосознанияличности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я» (Кон, 1978. С. 9). Наиболее распространена схема структуры «Я», состоящая из трех компонентов: познавательного (знание себя); эмоционального (оценка себя); поведенческого (отношение к себе).
-
Известно выражение Л.С.Выготского, что ребенок, родившись, уже является социальным существом. Находясь в некоторой среде общения — семье, образовательном учреждении, компании сверстников, — ребенок впитывает те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям.
-
3. Возрастной аспект социализации
-
Нарушения социализации проявляются в дезадаптивных способах поведенческого реагирования на неприятие ближайшим окружением. В этой связи для специальной психологии теория социализации и социального влияния совершенно необходима, а изучение процесса социализации в возрастном аспекте весьма актуально.
-
В младенческом возрасте для ребенка жизненно важно теплое эмоциональное отношение матери. Доброжелательность взрослых удовлетворяет потребность ребенка в безопасности, не менее значимую, чем физиологические потребности.
-
Нарушение социального взаимодействия в младенческом возрасте, что в современной психологии обозначается как социальная депривация, может повлечь тяжелые эмоциональные и когнитивные расстройства (например, утрату способности к эмоциональным привязанностям).
-
В раннем возрасте, от одного года до трех лет, ребенок начинает понимать речь, овладевает построением фраз, у него расширяется запас слов. В сотрудничестве со взрослым он овладевает человеческими действиями, способами обращения с предметами, соответствующими их функциональному назначению. Основной механизм социализации в это время — подражание.
-
В дошкольном возрасте вобщении со сверстниками ребенок приобретает опыт, который служит основой самопознания и самооценки. В качестве механизма социализации начинает выступать идентификация.
-
Младший школьный возраст знаменуется поступлением ребенка в школу. Ребенок, благодаря устойчивым эмоциональным реакциям окружающих, начинает активно усваивать социальные ценности, прежде всего относящиеся к успешности его учебной деятельности.
-
Подростковый возраст. К 12 годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. 13-15 лет — возраст, характеризующийся выраженным, всепобеждающим стремлением к индивидуализации, отрицанию типического социального опыта.
-
Возрастной подход к определению основных этапов социализации личности оказался плодотворным для специальной психологии.
-
Вывод
На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Социальное влияние заключается в том, что общество передает личности некую систему норм и ценностей при помощи знаков. Группы, в которых личность приобщается к социальным нормам и ценностям, выступают в роли трансляторов социального опыта и носят название институтов социализации.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.