Содержание
-
Тип детско-родительских отношений матерей как фактор развитияпознавательных процессов и особенностей эмоциональной сферы дошкольников
-
Дипломная работа студентки 6 курса группы ППС-031-З Мезенцевой В.В. Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Чернобровкина С.В.
-
Объект, предмет и цели исследования
Объект исследования - познавательное и эмоциональное развитие дошкольника. Предмет исследования - тип детско-родительских отношений матерей как фактор уровня развития познавательных процессов и особенностей эмоциональной сферы дошкольника. Цель исследования - изучение влияния типа детско-родительских отношений матерей на уровень развития познавательных процессов и особенности эмоциональной сферы дошкольника.
-
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовать тип детско-родительских отношений матерей в семьях дошкольников. Изучить уровень развития познавательных процессов у дошкольников (мышление, память, воображение). Исследовать особенности эмоциональной сферы дошкольников (агрессивность, тревожность, фрустрационные реакции). Выявить влияние типа детско-родительских отношений матерей на уровень развития познавательных процессов (мышление, память, воображение). Выявить влияние типа детско-родительских отношений матерей на особенности эмоциональной сферы дошкольников (агрессивность, тревожность, фрустрационные реакции).
-
Теоретическая гипотезаИсследования
Тип детско-родительских отношений матерей оказывает влияние на уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, воображения) и особенности эмоциональной сферы (агрессивность, тревожность, фрустрационные реакции) ребенка дошкольного возраста.
-
Эмпирические гипотезыИсследования
1. В семьях дошкольников преобладает такой тип детско-родительских отношений матерей как высокий уровень контроля и принятия. 2. Дошкольников характеризует средний уровень развития мышления, памяти и воображения. 3. У дошкольников наблюдается средний уровень тревожности и агрессивности с преобладанием экстрапунитивной направленности фрустрационных реакций. 4. Контроль, принятие и отсутствие воспитательной конфронтации в детско-родительских отношениях матерей положительно влияют на уровень развития мышления, памяти и воображения дошкольников. 5. Контроль, принятие и отсутствие воспитательной конфронтации в детско-родительских отношениях матерей способствуют снижению уровня тревожности, агрессивности, экстрапунитивных и интрапунитивных направленностей фрустрационных реакций у дошкольников.
-
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми » (И.М. Марковская) «Предметная классификация» «Последовательные картинки» «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко Тест тревожности Р. Тэммл- Дорки-Амен «Hand test» Э. Вагнера Тест фрустрационных реакций Розенцвейга ВЫБОРКА составила 49 детей дошкольного возраста и их матери (49 человек). ОСНОВНОЙ МЕТОД статистического анализа - однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).
-
ТИП ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МАТЕРЕЙ
-
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
-
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ воображения
-
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ памяти
-
Особенности эмоциональной сферы дошкольников
-
Особенности эмоциональной сферы дошкольников
-
Основные факторы влияния типа детско-родительских отношений матерей на уровень развития познавательных процессов дошкольников
-
Основные факторы ВЛияниятипа детско-родительских отношений матерей на особенности эмоциональной сферы
-
-
Основные выводы
1. Тип детско-родительских отношений матерей в семьях дошкольников характеризуется такими качествами как принятие, в сочетании с высоким уровнем строгости и контроля. Также по отношению к ребенку отсутствует чрезмерная требовательность и воспитательная конфронтация в семье. Уровень эмоциональной близости и удовлетворенности отношениями с ребенком средний при низком уровне тревожности за ребенка. В наибольшей степени в семьях различается уровень сотрудничества во взаимодействии с ребенком-дошкольником. 2. В дошкольном возрасте уровень развития познавательной сферы характеризуется следующими параметрами: процессы обобщения соответствуют высокому уровню развития, логика мышления, память и воображение соответствуют среднему уровню развития. Выявленный уровень развития познавательных процессов соответствует возрастной норме.
-
3. Особенности эмоциональной сферы детей-дошкольников характеризуются высоким уровнем тревожности при среднем уровне агрессии, причем агрессивные реакции преобладают над адаптивными. В ситуациях фрустрации потребностей для дошкольников характерна экстрапунитивная направленность реакций при наличии препятственно-доминантного и необходимостно-упорствующего типов реакций. 4. Основными факторами влияния типа детско-родительских отношений матерей на уровень развития познавательных процессов дошкольников являются требовательность, эмоциональная близость, принятие, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация в семье. Характер влияния этих факторов на уровень развития познавательной сферы прямолинейный 5. Основными факторами влияния типа детско-родительских отношений матерей на особенности эмоциональной сферы ребенка являются строгость, контроль, сотрудничество, последовательность в отношениях с ребенком. В качестве дополнительных факторов можно учитывать принятие и удовлетворенность отношениями с ребенком. Характер влияния типа детско-родительских отношений матерей на особенности эмоциональной сферы криволинейный.
-
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.