Содержание
-
Типы коммуникационных сетей
-
Коммуникационная сеть
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе людей с помощью информационных потоков. Посредством сети коммуницируют члены группы. От того, как построены коммуникационные сети, деятельность группы может отличаться большей или меньшей эффективностью. Основными сетями являются «звезда» («колесо»), «шпора» и «круг» («всеканальная»). Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Выбор той или иной коммуникационной сети зависит от задач, которые стоят перед группой, желаемых результатов, времени, мотивации и квалификации работников и других факторов.
-
Элементы структуры коммуникации в организации
В результате изучения коммуникативных структур организации были выявлены следующие коммуникативные элементы и соответствующие им социально-психологические роли (позиции) участников коммуникативного процесса : «секретарь», «сторож», т.е. человек, осуществляющий в коммуникативной сети (как своеобразный фильтр) контроль объема передаваемой информации от одного элемента к другому («цепь» и «кольцо»); «диспетчер», или «информационный лидер», т.е. человек, распределяющий информацию по сетям («паутина»); «связной», или «мостик», т.е. человек, связывающий, например, одну малую группу с другой, одно подразделение с другим; такие люди создают коммуникативную целостность организации («паутина»); «лидер мнений» — человек, оказывающий заметное влияние на поведение и формирование отношения персонала к факторам производства; «космополит» — человек, который чаще и активнее других взаимодействует с внешней средой организации.
-
Критерии оценки сетей
В целом коммуникативные сети организации, включающие перечисленные выше элементы структуры и их комбинации, можно оценить по следующим критериям. Надежность, т. е. вероятность прохождения и получения информации каждым элементом в случае разрыва цепи. Скорость пропуска информации, т. е. время прохождения информации по всей цепи от начала до конечного потребителя. Коэффициент искажения и потерь информации в цепи («проблема испорченного телефона»). Неравенство (подчиненность) позиций элементов в цепи. Здесь речь идет не только о различиях в должностных статусах и разной информированности людей в организации, что вполне нормально и допустимо, но и о ситуациях, когда человек первым, по долгу своей службы, получающий актуальную и значимую информацию, использует свое положение для повышения личной значимости и незаменимости. В этом случае информированность становится средством манипуляции и воздействия на других людей в личных целях или в интересах собственного подразделения. Характер связи элементов: детерминированный, вероятностный, случайный и т. п.
-
Виды коммуникационных сетей
Выделяют три вида коммуникационных сетей: открытые, замкнутые и комбинированные. В открытых сетях движение информации может быть остановлено, потому что оно попадает к элементу структуры управления, находящемуся в конце канала, оно может также наткнуться на «посредника» или «контролера» (промежуточное звено в сети коммуникации), который по каким-то причинам этому движению препятствует и которого нельзя минуть (Сеть типа «Змея», «Звезда», «Шпора», «Тент», «Палатка»). Открытые коммуникационные структуры присущи бюрократическим организациям, где имеет место жесткое подчинение одних звеньев другим и преобладают формальные связи. Однако в рамках таких организаций могут существовать и гибкие структуры — консультационные и совещательные, которые основаны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях и принципах самоуправления. Коммуникации здесь осуществляются посредством замкнутых сетей, в которых посредники играют роль не контролеров, а связников, облегчающих взаимодействие между участниками этих структур. В замкнутых сетях тупики и контролеры либо отсутствуют, либо могут быть обойдены. (Сеть типа «Дом», «Круг», «Колесо»). Комбинированные сети сочетают в себе оба принципа построения и присущи больше крупным многоуровневым организациям.
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа «змея» (цепь)
Элементы структуры управления А и Б, которые она соединяет, находятся в тупиках, а В выполняет роль не только посредника коммуникаций, но может контролировать их. Такая сеть соединяет работников одного уровня управления, имея чаще всего неформальный характер, или является элементом более сложной сети. А В С D E
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа«ЗВЕЗДА»
«Звезда». В такой сети руководитель контролирует деятельность подчиненных. Число каналов может быть различным, но всегда есть центр, к которому они сходятся. Такая сеть позволяет, например, субъекту А оперативно направлять не связанным друг с другом субъектам Б, В, Г необходимые распоряжения, регулировать, координировать и контролировать их действия. Здесь легко поддерживать порядок, поскольку в коммуникациях отсутствуют посредники и неформальные каналы, часто создающие различного рода «возмущения». «Звезда» является централизованной сетью и наиболее эффективна для решения простых, текущих задач. «Звезда» является централизованной сетью и наиболее эффективна для решения простых, текущих задач. Однако для более крупных организаций такая коммуникационная сеть непригодна. Здесь центральное звено А уже не в состоянии единолично вырабатывать и доводить до субъектов В, Г, Д все решения. Главное значение в «звезде» имеет выбор лидера. Основным недостатком «звезды» считается ее жесткость, невозможность проявления инициативы подчиненных. Ни в одной другой сети система подчинения не выражена столь ярко, и, чтобы работа здесь шла гладко, она должна строжайше соблюдаться. Поэтому качество работы такой сети определяется в центре. Оно не может быть выше уровня работы руководителя.
-
Преимущества «звезды»
Преимущества «звезды» в следующем: есть признанный лидер, который несет ответственность за работу сети. Здесь сильны связи между начальником и подчиненным; «звезда» устойчивее других сетей, вся официальная информация исходит из центра и идет к центру; позволяет быстро приступить к выполнению заданий, так как информацию и инструкции из центра можно послать одновременно всем участникам группы; здесь больше порядка, точности в выполнении заданий, так как центр контролирует всю сеть. Но если в центре некомпетентный человек, «звезда» становится неэффективной. В А С E D
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа «Шпора»
«Шпора» внешне похожа на «звезду», это тоже централизованная, жесткая сеть, но есть отличия: в структуре «шпоры» три уровня, а не два, как в «звезде». Человек в центре по-прежнему занимает руководящее положение, но имеет своего начальника. Точка B – центр реальной власти в «шпоре». Этой властью можно пользоваться в интересах А, в интересах B или в интересах рядовых работников, находящихся на концах лучей. B сохраняет свои позиции, пока удовлетворяет А. Главной проблемой такой сети является подбор человека на позицию B. A B C D E
-
Вторичными коммуникационными сетями являются. Сеть типа «тент».
«Тент» – очень распространенная, сильная и устойчивая, как «звезда», коммуникационная сеть. Имеет минимальное количество неофициальных взаимодействий работников. A B C d e
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа «палатка».
«Палатка» возникает из «тента», когда формально устанавливается канал B – C (он может существовать неофициально с ведома А). «Палатка» образуется, когда руководитель А решает, что его старшим подчиненным необходимо согласовывать свои действия и дела, представляющие взаимный интерес, прежде чем передавать их ему наверх. Такая сеть может быть очень эффективной и действенной структурой, если четко определить права и обязанности B и C. A B C d e
-
Первичные коммуникационные сети.Сеть типа «дом»
Когда в «палатке» возникает новый официальный канал B – C, получается «дом». Это полностью замкнутая система, где каждый может связаться с любой другой точкой по нескольким каналам, при этом не обязан следовать обычной установленной цепочкой команд. Здесь три круга коммуникаций: большой, объединяющий всех членов сети, и два малых. С организационной точки зрения «дом» может оказаться самой опасной из всех информационных сетей из-за множества официальных каналов, по которым от одного к другому передается информация. Могут возникнуть информационные перегрузки. Трудности порождает ложная идея о том, что чем больше объем передаваемой информации и чем легче ее непосредственно обработать, тем лучше. Свободный обмен информацией между людьми, которые могут извлечь из этого пользу – это хорошо, но когда непосредственный обмен ведет к «короткому замыканию» потока или информация не попадает к тем, кто должен ее получить, – это плохо. A B C d e
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа«КРУГ»
«Круг» можно назвать полной противоположностью «звезды». Члены группы свободно общаются между собой, в равной степени обрабатывают информацию и принимают решение. Здесь полностью отсутствует формальный лидер, контролирующий деятельность сети. Это не означает, что в нем отсутствуют силовые линии или целенаправленное воздействие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. «Круг» наиболее эффективен для решения сложных творческих задач. A B E C D
-
Преимущества и недостатки «круга»
Преимущества «круга» в том, что он: формирует более благоприятный морально-психологический климат в группе и обеспечивает более высокую мотивацию и активность ее участников; воспитывает лидеров, так как способности каждого человека на виду, и он заинтересован в том, чтобы показать себя с лучшей стороны; ограничивает «просеивание» информации; благоприятствует творческой работе; имеет больше контрольных точек, так как информация поступает от всех участников сети. Недостатки «круга»: может возникнуть феномен «группового мышления»; возможный выигрыш в гибкости может угрожать стабильности и порядку; возможный выигрыш от неполного просеивания информации и большего числа контрольных точек может достигаться за счет уменьшения контрольных функций каналов.
-
Первичные коммуникационные сети. Сеть типа «соты»
В крупных организациях творческие группы могут быть связаны друг с другом, и тогда коммуникационная структура принимает вид сот. Это — сеть комбинированная, в сущности представляющая собой единство открытой «Змеи» и замкнутого «Колеса» или «Круга». Процесс коммуникаций имеет уже здесь свои тупики, а связники легко превращаются в контролеров. Эти тупики при необходимости можно преодолеть замыканием самой «Змеи» с использованием принципа «соединительного звена», о котором речь пойдет ниже.
-
Выделяют ряд трудностей в организации коммуникаций: искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура информации. 1. Искажение сообщений: — непреднамеренное искажение проходит, как правило,из-за низкой профессиональной пригодности; — фильтрация, то есть суммирование, обобщение, в ходе которого возможно искажение; — сознательное искажение; — несовпадение статусов (стремление формировать только положительную информацию с целью получения одобрения); — страх перед наказанием и ощущение безопасности дела. 2. Информационные перегрузки: — невозможно реагировать на всю информацию; — деление на нужную и ненужную, существенную и несущественную, достаточно субъективную. 3. Неудовлетворительная структура информации: — сложность управления; — много уровней, много искажений.
-
В качестве путей улучшения коммуникации можно выделить следующие моменты. 1. Управленческое регулирование: — четкое определение и формулирование задач; — формирование четкого представления о потребностях информации начальника, себя, своих подчиненных; — планирование, реализация, контроль совершенствовать в направлении улучшения информационного обмена; — обсуждение планов, задач, путей их решения. 2. Совершенствование системы обратной связи: — перемещение людей из одной организации в другую с целью обсуждения; — опрос работников, в результате которого необходимо выявить: четко ли доведены до них цели их деятельности, информированы ли они; с какими потенциальными и реальными проблемами сталкиваются или могут столкнуться стратегии грядущих перемен; получает ли их руководитель для предложений. 3. Совершенствование системы сбора информации с целью снижения тенденции фильтрации идей или их игнорирования на пути снизу вверх. 4. Создание каналов информационных сообщений (стенная печать, статьи, бюллетени, радио, телевидение и т. п.). 5. Внедрение современных информационных технологий (электронная почта, видеоконференции и другие).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.