Содержание
-
тире
Все случаи постановки тире
-
Тире в простом предложении
1. Тире при обобщающих словах с однородными членами [ ʘ: O,O,O ] [ʘ: O,O,O -…. ] [ O,O,O,O -ʘ ]
-
2. Тире между подлежащим и сказуемым
Ставится в том случае, если подлежащее и сказуемое выражены знаменательной частью речи в начальной форме. Например: Существительное И.П. – существительное И.П. Собака- друг человека. Инфинитив – инфинитив. Жить – родине служить. Числ. И.П. –числ. И.П. Дважды два – четыре. Числ. И.П – сущ. И.П. Сто рублей – плата за проезд. Сущ. И.П –числ.И.П. Плата за проезд – сто рублей. Сущ. И.П. – инфинитив. Самое большое счастье – приносить пользу людям. Инфинитив – сущ. И.П. Приносить пользу людям – вот самое большое счастье. и т.д. в любых вариациях. (Внимание! На первом месте в таких предложениях всегда подлежащее, а на втором – сказуемое. Я не подчеркнула, т.к. много вставок)
-
3. Тире при обособленном приложении
Сравнить: Москва – столица России. НО! Москва –столица России – с каждым годом все более приобретает черты современного мегаполиса. (Зеленая кривая – это волнистая линия, уж как смогла…). В этом случае столица России – это обособленное приложение.
-
4. Тире в неполном предложении
Ставится в 2-х случаях: 1. если проговаривать некое слово не обязательно Например: По правую сторону дороги – горы.(Тире стоит на месте глаголов БЫТЬ, НАХОДИТЬСЯ: были (находились) горы) 2. во избежание ненужного повтора В июне мы поедем на дачу, а в июле – на Байкал. (Тире стоит на месте пропущенного глагола ПОЕДЕМ, дабы избежать повтор)
-
5. Тире при прямой речи
Схемы: 1. „П”, -а. 2. А: „П”. 3. Слова автора «разрывают» одно предложение: „П,-а,-п”. „Когда-нибудь потом, - пообещал он, - я тебе расскажу эту историю”. 4. Слова автора стоят между предложениями: „П,-а.–П”. „Когда-нибудь я тебе расскажу эту историю,- пообещал он. –Но сейчас время еще не настало”.
-
Тире в бессоюзном сложном предложении
1. Ставится, если первое предложение БСП содержит время или условие того, о чем говорится во втором предложении. Например: Волки сыты – овцы целы. (Сравнить:Есливолки сыты… илиКогдаволки сыты, то и…) 2. Второе предложение содержит следствие того, о чем говорится в первом. Например: Закончили в этот день рано –смогли уехать до заката.. (Сравнить: Закончили работу рано,поэтому смогли….) 3. Второе предложение противопоставлено содержанию первого. Рвется Сокол в небо – жмется Уж к земле. (Сравнить: Рвется Сокол в небо, а Уж жмется к земле.) 4. Предложения рисуют быструю смену событий: Не успели привыкнуть к новому методу –уже надо осваивать следующий.. 5. Второе предложение содержит неожиданный результат того, о чем говорилось в первом. Чин следовал ему –он службу вдруг оставил.
-
Другое…
Отдельно можно сказать о вставных конструкциях, но они могут выделяться почти любым способом. Например: Мой брат (ему уже 19 лет) закончил школу три года назад. Сравнить: Мой брат – ему уже девятнадцать лет – закончил школу три года назад. Мой Карёк, так часто называли коней в нашей местности, был в хозяйстве незаменимым помощником.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.