Содержание
-
«ВАРЕЖКИ, ВАРЕЖКИ»
МДОУ №112 «Лесная сказка» Петрозаводск 2020 Концепт проекта для детей дошкольного возраста Соавторы концепта: Воспитатели групп №7, 11 Кочерина В.В, Шалаева Г.Н., Савостикова А.Ю.
-
Казалось бы, простая рукавица…В простонародье варежкой зовут,Но с ней историй множество хранится…И в ней всегда любовь и женский труд.
-
Введение в тему:
Рукавицы, или варежки, по праву можно назвать изделиями с многовековой традицией. Первые упоминания о рукавицах на Руси появились в 13-м веке. Варежки назывались по-разному. Где-то их называли «варежки», где-то «вареги», «варьги» или «воряшки», а где-то «махнашки», или «связни».
-
Участники проекта: воспитатели групп, дети и их родители, младшие воспитатели, активные помощники, специалисты. Продолжительность проекта: долгосрочный. Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.
-
Цель нашего проекта – использование варежки в качестве предмета - амплификатора для развития познавательных и творческих способностей всех участников проекта. Задачи проекта: Формировать интерес к познанию истории и культуры наших предков, познакомить с историей возникновения варежки на Руси, особо на территории Карелии. Показать детям разнообразие форм и видов варежек. Привлечь родителей к активному участию в проекте. Практиковать разнообразные приемы создания варежки (нетрадиционное рисование, лепка, конструирование и дизайн, вязание, плетение, валяние).
-
Актуальность проекта: привлечение внимания к истории края, через повседневный элемент одежды, понятный для детей и взрослых. Отправной точкой для возникновения проекта стало изучение символов, посвященных 100-летию нашей республики. Предмет исследования: варежки разных видов. Гипотеза исследования: кто придумал варежки и какими они бывают?
-
Варежка – идеальный амплификатор
Это домашний, понятный, вызывающий доверие предмет одежды. Позволяет изучать сенсорные эталоны (материал, размер, цвет, вес, характер поверхности, толщину и др.) Активный помощник в приобретении социо-культурного опыта (КГН, отношение к самому себе и миру). Помогает познавать отношения между людьми, профессиональную принадлежность. Содержит в себе секреты этноса (варежка – оберег). Яркий пример элемента праздничной культуры. Неординарный участник игр, развлечений, театрализаций.
-
1 ЭТАП - Выбор темы исследования.«Методика трех вопросов».
Что мы знаем о варежках? 1. Варежки вязаные. 2. Варежки с декоративной отделкой. 3. Варежки митенки - практичная модель, сочетающая в себе перчатки без пальцев и накидной колпак. 4. Рукавицы из длинношерстных видов меха. 5. Рукавицы из мягкой кожи или нежной замши. 6. Спортивные варежки.
-
Что мы хотим узнать? 1. Какие ещё бывают варежки? 2. Откуда пришли варежки? 3. Из какого материала можно изготовить варежки? 4. Как можно украсить варежки? 5. Почему в варежках тепло?
-
Как мы можем это сделать? 1. Спросить у воспитателя. 2. Спросить у родителей, бабушек. 3. Посмотреть передачу по телевизору. 4. Прочитать в книгах, в энциклопедиях, в интернете.
-
2 ЭТАП - Сбор информации.
Предварительная работа: 1. Чтение и обсуждение литературных произведений. 2. Рассматривание тематических иллюстраций, плакатов, буклетов с фотографиями варежек, схем вязания. 3. Чтение с родителями книг по тематике проекта. 4. Работа со специальной литературой, интернет- ресурсами. 5. Проведение бесед с детьми с родителями. 6. Сбор материалов по теме: стихи, загадки, пословицы и поговорки.
-
3 ЭТАП – Реализация проекта.
Реализация проекта осуществляется по всем видам детской деятельности (специально организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых.)
-
Ежедневно: 1. Наблюдение за погодой, одеждой людей. 2. Рассматривание и изучение доступных печатных и видео материалов. 3. Воспитание культурно-гигиенических навыков в быту (объяснение, напоминание, игры). С участием родителей: 1. Консультации для родителей( «Как одеть ребёнка зимой?») 2. Участие родителей в творческих мероприятиях (выставка «Варежки бывают разные»). 3. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к дидактическим и подвижным играм, декораций, костюмов к сказке.
-
Варежки наших предков…
У предков существовал удивительный древний обычай. Перед свадьбой невеста должна была продемонстрировать своё мастерство. Ей необходимо было связать всем членам новой семьи по паре рукавиц. Причём, каждая пара должна была быть с определенным символическим орнаментом и связанная из конкретного материала. Большое значение имел орнамент на варежках. Птицы, цветы, ромбы, кресты, полоски и треугольники ярких цветов и в удивительных сочетаниях считались символом-оберегом, переходившим по наследству от матери к дочери. Варежки с орнаментом защищали хозяина от злых сил, помогали в делах. К примеру, цепочка из ромбиков - это своеобразное «древо жизни», ромб с длинными сторонами защищал от тёмных сил и сглаза. Если варежка вышита крестами, значит, она оберегает от огня. «Вязаное» солнце – символ света и жизни.
-
Музей варежки.
Детский «Музей варежки» в Санкт-Петербурге – это дом, где живет талантливая, озорная и очень добрая девочка Варя Варежкина – неутомимая придумщица и фантазерка, не устающая радовать своих друзей интересными задумками, проектами и мастер-классами. Ежемесячно детский музей посещает более пятисот детей. Они приходят сюда, чтобы стать участниками интересных экскурсий и мастер-классов, приобрести новые навыки и знания и просто интересно и весело провести время.
-
-
Благотворительная акция «Время помогать».
Мы уже принимали участие в акции «Старость в радость», а в преддверии нового 2021 года хотим подарить бабушкам и дедушкам домов для престарелых варежки, связанные своими руками. В окна стучится холодная вьюга,Бабушка варежки вяжет для внука.Тёплые, добрые руки у бабушки,Добрые, тёплые выйдут и варежки.Выбежит утром на улицу внукИ ощутит теплоту её рук… Н. Красильников
-
Ожидаемый результат.
Погружение в историю возникновения варежек. Расширение социо-культурного опыта на основе изучения близкого детям предмета одежды. Формирование в ходе реализации проекта творческой группы: родители, дети, педагоги. Организация совместных творческих мероприятий (выставки, мастер-классы, выходы в музеи и на арт-площадки) Участие в творческих и благотворительных акциях.
-
Новое в РППС
Авторские дидактические игры, созданные совместно (педагоги, дети и их родители). Тактильный театр «Кто спрятался в рукавичке?» и другие.
-
Перспективы проекта.
Участие в благотворительной акции «Время помогать». Посещение «Музея Варежки».
-
Памятник рукавице
В карельской деревне Киндасово стоит первый в мире памятник рукавице. Открыли его десять лет назад, к юбилею местного праздника смеха. Идею объяснили так: название деревни происходит от карельского kindas, kinnas — рабочая рукавица. Жаль разрушать легенду, но это топонимический миф. Но на самом деле Киндасово — название очень старое, вполне возможно, имеющее еще саамские корни. В основе лежит саамский термин — kintes, это такая поляна, поросшая травой, на высоком берегу. В те далекие времена это была большая редкость — откуда взяться поляне, если не было ни земледелия, ни покосов? Скорее всего, это было место сезонного саамского поселения. Так что рукавица тут, увы, ни при чем.
-
Начало…
Открываем окошко в чудесный мир
-
-
Список литературы:
Бибикова Н. «Русские варежки: история появления рукавиц, значение элементов, цветовая палитра». Герцвольф Ю. «Рукавицы, перчатки, варежки: какова история возникновения этих слов?». Люстрова И., Скворцов Л., Дерягин В. «Беседы о русском слове. М., 1978). Поверина Г. «Узорные рукавички». Фасмер М. (см. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. т.I. с. 274.). Другие источники: http://rk.karelia.ru/special-projects/100-simvolov-karelii/varezhki/ https://www.youtube.com/watch?v=yPmfF76JmrY https://www.youtube.com/watch?v=ad-Y-A01EG8 https://materinstvo.ru/art/9429 Materinstvo.ru
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.