Содержание
-
ВНТРИБОЛЬНИЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ
к.м.н. Мусаилов Виталий Анатольевич
-
Внутрибольничные инфекции (ВБИ) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его госпитализации с целью лечения и медицинский персонал в силу осуществления им профессиональной деятельности независимо от того, проявляются ли симптомы заболевания во время нахождения данных лиц в больнице. + бактерионосительство
-
Распространенность ВБИ
ФОН ВБИ: - в мире 8,4% людей, прошедших через ЛПУ. - в России по территории 7-10% В России: 2-2,5 млн. случаев заражения ВБИ в год; Причина каждого 12-го смертельного случая в больнице – ВБИ; 30-35% хирургических вмешательств осложняется ВБИ; Причина 40% случаев послеоперационной летальности – ВБИ; Уровень бактерионосительства среди медперсонала разных отделений – от 39 до 98%; Причина 50% случаев заболеваний медперсонала ЛПУ – ВБИ.
-
Структура ВБИ в Москве 75% ВБИ – легкие локальные формы (послеоперационные) 2,6% ВБИ – сепсис, 0,6% ВБИ – инфекции мочевыводящих путей, 4% ВБИ (с 2004 г.) - пневмонии Структура ВБИ за рубежом Инфекции мочевыводящих путей. Инфекции респираторного тракта. Хирургические инфекции (абсцессы, флегмоны, нагноение швов)
-
Сравнительная характеристика УПМ
-
Механизмы передачи ВБИ
1. Классические(воздушно-капельный, фекально-оральный, контактно-бытовой). 2. Специфические: Артифицированный - медицинские парентеральные манипуляции (инъекции, гемотрансфузии, гемодиализ, гемосорбция, оперативные вмешательства, инекологические, стоматологические, урологические процедуры, мануальные и эндоскопические исследования). Естественный (через открытые ожоговые или травматические раны, открытые гнойно-воспалительные очаги, полости и тракты с нарушенной целостностью слизистой оболочки). Аутоинфицирование (через дефекты кожи и слизистой оболочки из мест носительства. Места носительства – нос и носовая часть глотки, промежность, волосы и руки)
-
Пути передачи ВБИ
Первичные пути передачи ВБИ контаминированный инструментарий, медицинская аппаратура (дыхательная и пр.), постельные принадлежности (белье, матрацы, кровати) и предметы ухода за больными, "влажные" объекты (краны, раковины, душевые воронки и пр.), контаминированные растворы антисептиков, антибиотиков, дезинфектантов, лекарственных препаратов (физиологический р-р, альбуцид и пр.), перевязочный и шовный материал, эндопротезы, дренажи, трансплантаты, кровь, кровезаменители, руки и волосы пациентов и персонала, спецодежда и обувь пациентов и персонала
-
Вторичныепути передачи ВБИ (очаги - резервуары размножения и сохранения ВБИ): Все жидкие и влажные объекты: инфузионные жидкости, питьевые растворы, дистиллированная вода, щетки для мытья рук, душевые установки, трапы и водяные затворы канализации, некоторые части лечебно-диагностических аппаратов, увлажнители кондиционеров, дезинфицирующие растворы с заниженной концентрацией дезинфектанта (рабочие растворы) вода в вазах для цветов, кремы для рук
-
УПМ в ЛПУ приобретает особые свойства госпитального штамма
Способность к быстрой колонизации (несколько часов). Множественная антибиотикорезистентность (причины – бесконтрольное применение АБ, пассажи от пациента к пациенту). Устойчивость к дезинфектантам и антисептикам (должна быть ротация дезсредств 1 раз в 3 мес.). Устойчивость в высушиванию, УФ-облучению особенно в органике (выделения больного).
-
Классификация ВБИ
1. воздушно-капельные (аэрозольные), 2. водно-алиментарные, 3. контактно-инструментальные, 4. посттравматические инфекции, 5. другие
-
Профилактика ВБИ
Специфические меры (лечебно-диагностические): 1. Использование антибактериальных препаратов для лечения с учетом антибиотикорезистентности микрофлоры данного больного; 2. Внимание к иммунному статусу больных и использование иммуномодуляторов; 3. Проведение плановой или экстренной иммунизации населения; 4. Выявление среди персонала ЛПУ бактерионосителей на профилактических медицинских осмотрах
-
Неспецифические меры санитарно-гигиенического характера
I. Санитарно-топографические мероприятия II. Архитектурно-планировочные мероприятия на стадии проектирования ЛПУ III. Санитарно-техническое оборудование ЛПУ IV. Санитарно-противоэпидемические мероприятия
-
Основные принципы профилактики ВБИ
1.Разделение всех объектов, лиц и потоков на «чистое» и «грязное». 2. Дистанцирование и изоляция «чистого» и «грязного» объектов, лиц и потоков 3. Неперекрещиваемость «чистого» и «грязного» потоков.
-
Зонирование оперблока по режиму стерильности
Зона стерильного режима I зона: операционная II зона: предоперационная, стерилизационная, наркозная, аппаратная, помещение для аппарата искусственного кровообращения Зона строгого режима III зона: инструментально-материальная, протокольная, кладовая чистого белья, помещение для хранения передвижного рентгеновского аппарата, кладовая предметов уборки и дезинфекционных средств, "чистая" зона санпропускника IV зона: другие помещения операционного блока (фильтр для пациента, "грязная" зона санпропускника и пр.)
-
IV. Санитарно-противоэпидемические мероприятия
-
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября 2007 г.), принятый Государственной Думой 12 марта 1999 года и одобреный Советом Федерации 17 марта 1999 года. Статья 2. Обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Данный документ является основными в регламентировании мероприятий по защите населения страны от внутрибольничных инфекций.
-
СанПиН 2.1.3.2630 -10 ''Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность'‘ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2010 г. № 58 I. Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность 9. Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий
-
9.1 разрабатывается план профилактических и противоэпидемических мероприятий. 9.3 Профилактические мероприятия проводятся исходя из положения, что каждый пациент расценивается как потенциальный источник гемоконтактных инфекций (гепатит В, С, ВИЧ и других). 9.4 При плановом поступлении на стационарное лечение пациенты на догоспитальном этапе подлежат профилактическому обследованию на: - туберкулез (флюорография, результаты действительны в течение года) - маркеры гепатитов В и С, сифилис (в случае оперативного лечения); - дифтерию и кишечные инфекции (пациенты психиатрических стационаров); - кишечные инфекции (пациенты детских стационаров до 2 лет и сопровождающие лица, результаты действительны в течении 2 недель до госпитализации) Дети, поступающие на стационарное лечение должны иметь сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными в течении 21 дня до госпитализации. 9.5 Проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий осуществляется медицинским персоналом под руководством, лица, ответственного за работу по профилактике ВБИ (руководитель организации, заместитель руководителя по противоэпидемическим вопросам/врач-эпидемиолог/ заместитель по медицинской части).
-
10.3.1 Пациентов с гнойно-септическими внутрибольничными заболеваниями изолируют в отделение гнойной хирургии, а при его отсутствии - в отдельную палату. 10.3.2 В отделениях с двумя палатными секциями предусматривается не менее 2 перевязочных. Перевязки пациентам, имеющим гнойное отделяемое, проводят в септической перевязочной, при ее отсутствии, в асептической перевязочной после перевязок пациентов, не имеющих гнойного отделяемого или непосредственно в однокоечной палате. Осмотр пациентов проводят в перчатках и фартуках. 10.3.3 Пациенты с инфекцией любой локализации, независимо от срока ее возникновения, вызванной метициллин (оксациллин) - резистентным золотистым стафилококком или ванкомицинрезистентным энтерококком, подлежат изоляции в боксированные палаты. При работе с данной категорией больных персонал должен соблюдать следующие правила: - при входе в палату персонал надевает маску, спецодежду, перчатки и снимает их при выходе; - предметы ухода, а также стетоскоп, термометр и др. используются только для данного пациента; - перевязка пациента проводится в палате; - при входе и выходе из палаты персонал обрабатывает руки спиртосодержащим кожным антисептиком; - после выписки пациента проводится заключительная дезинфекция, камерное обеззараживание постельных принадлежностей, обеззараживание воздуха; - после дезинфекции проводится лабораторное обследование объектов окружающей среды (в палате). Заполнение палаты проводится после получения удовлетворительных результатов микробиологического исследования.
-
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно -гигиенического режима и технологии уборки. 11.2 Хранение моющих и дезинфекционных средств должно осуществляться в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенных местах.
-
11.3 Необходимо иметь отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов: - для дезинфекции, для предстерилизационной очистки и для стерилизации изделий медицинского назначения, а также для их предварительной очистки (при использовании средств, обладающих фиксирующими свойствами); - для дезинфекции поверхностей в помещениях, мебели, аппаратов, приборов и оборудования; - для обеззараживания уборочного материала, для обеззараживания отходов классов Б и В (в случае отсутствия установок для обеззараживания). Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи или этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.
-
11.7 Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. 11.8 Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся. Вне графика генеральную уборку проводят в случае получения неудовлетворительных результатов микробной обсемененности внешней среды и по эпидемиологическим показаниям. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.
-
Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов
12.2 Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия: коротко подстриженные ногти, отсутствие лака на ногтях, отсутствие искусственных ногтей, отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования 12.4.1 Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях: - перед непосредственным контактом с пациентом; - после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления); - после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками; - перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом; - после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента. - после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием;
-
12.4.2 Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами: - гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов; - обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня. 12.4.7.1 Перчатки необходимо надевать во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей. 12.4.7.2 Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного микроорганизмами участка тела - к чистому. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
-
12.9.3 Обработку операционного поля пациента перед хирургическим вмешательством и другими манипуляциями, связанными с нарушением целостности кожных покровов (пункции, биопсии), предпочтительно проводить антисептиком, содержащим краситель. 12.9.4 Обработка инъекционного поля предусматривает обеззараживание кожи с помощью спиртосодержащего антисептика в месте инъекций (подкожных, внутримышечных, внутривенных) и взятия крови. 12.9.5 Для обработки локтевых сгибов доноров используют те же антисептики, что и для обработки операционного поля. 12.9.6 Для санитарной обработки кожных покровов пациентов (общей или частичной) используют антисептики, не содержащие спирты, обладающие дезинфицирующими и моющими свойствами. Санитарную обработку проводят накануне оперативного вмешательства или при уходе за пациентом.
-
Требования к условиям труда медицинского персонала
15.1 Персонал ЛПУ должен проходить предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, с оформлением акта заключительной комиссии. Периодические медицинские осмотры проводятся в организациях, имеющих лицензию на данные виды деятельности. Профилактическая иммунизация персонала проводится в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. 15.2 На рабочих местах медицинского и другого персонала должно быть обеспечено соблюдение соответствующих гигиенических нормативов (параметры микроклимата, уровни освещенности, ионизирующих и неионизирующих излучений, чистоты воздуха рабочей зоны, а так же шума, ультразвука, вибрации, электромагнитных полей, ультрафиолетового, лазерного излучения). Гигиенические нормативы изложены в приложениях 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11.
-
III. Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля1. Организация мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций
1.9 При поступлении на работу в стационары (отделения) хирургического профиля медицинские работники проходят предварительный медицинский осмотр врачей: терапевта, невролога, гинеколога, дерматовенеролога, отоларинголога, офтальмолога. В дальнейшем осмотр у тех же специалистов проводится 1 раз в год. Дополнительные медицинские осмотры проводятся по показаниям. Медицинские работники проходят следующие обследования: рентгенологическое обследование на туберкулез – крупнокадровая флюорография грудной клетки (в дальнейшем – 1 раз в год); исследование крови на гепатит С (в дальнейшем – 1 раз в год); исследование крови на гепатит В не привитых (в дальнейшем – 1 раз в год); привитые обследуются через 5 лет, затем ежегодно при отсутствии ревакцинации; исследование крови на сифилис (в дальнейшем – по показаниям); исследование мазков на гонорею (в дальнейшем – по показаниям); исследование крови на ВИЧ-инфекцию (в дальнейшем – 1 раз в год). Проводятся лабораторные исследования: общий анализ крови и общий анализ мочи, в дальнейшем 1 раз в год перед периодическим медицинским осмотром.
-
1.12 Персонал стационаров (отделений) хирургического профиля подлежит профилактической иммунизации против гепатита B в обязательном порядке при поступлении на работу в случае отсутствия данных о прививке. Один раз в 10 лет персоналу проводится прививка против дифтерии и столбняка. В связи с задачей ликвидации кори в стране проводится дополнительная иммунизация лиц до 35 лет, не болевших корью и не привитых живой коревой вакциной или привитых однократно. Иммунизация против других инфекционных заболеваний проводится в соответствии с национальным календарем прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
-
Эпидемиологический надзор за ВБИ
выявление, учет и регистрацию ВБИ у пациентов на основе клинических, лабораторных, эпидемиологических и патолого-анатомических данных; анализ заболеваемости ВБИ у пациентов; выявление групп и факторов риска возникновения ВБИ среди пациентов; характеристику лечебно-диагностического процесса (данные о хирургических и других инвазивных манипуляциях); данные об антибиотикопрофилактике и терапии; микробиологический мониторинг за возбудителями ВБИ (данные видовой идентификации возбудителей ВБИ, выделенных от пациентов, персонала, из объектов внешней среды, определение чувствительности/резистентности выделенных штаммов к антимикробным средствам: антибиотикам, антисептикам, дезинфектантам и другим); выявление, учет и регистрацию ВБИ у медицинского персонала; анализ заболеваемости ВБИ среди медицинского персонала; оценку эффективности проводимых мер борьбы и профилактики.
-
а) поверхностная инфекция разреза возникает не позднее 30 дней после операции и вовлекает только кожу и подкожные ткани в области разреза; у пациента имеется одно из перечисленного: гнойное отделяемое из поверхностного разреза; выделение микроорганизмов из жидкости или ткани, полученной асептически пункцией области поверхностного разреза или из мазка из раны при наличии микроскопических признаков гнойного воспаления; имеется не менее двух из следующих симптомов: боль или болезненность; ограниченная припухлость; краснота; местное повышение температуры.
-
б) глубокая инфекция в области хирургического вмешательства возникает не позднее 30 дней после операции при отсутствии имплантата или не позднее одного года при наличии имплантата в месте операции и вовлекает глубокие мягкие ткани (например, фасциальный и мышечный слой) в области разреза; у пациента имеется хотя бы одно из перечисленного: гнойное отделяемое из глубины разреза в месте данного хирургического вмешательства, но не из органа/полости; выделение микроорганизмов из жидкости или ткани, полученное асептически пункцией области глубокого разреза или из мазка из глубины раны при наличии микроскопических признаков гнойного воспаления; спонтанное расхождение краев раны или намеренное ее открытие хирургом, когда у пациента имеются следующие признаки и симптомы: лихорадка (> 37,5 °С), локализованная боль или болезненность; при непосредственном осмотре, во время повторной операции, при гистологическом или рентгенологическом исследовании обнаружен абсцесс или иные признаки инфекции в области глубокого разреза.
-
в) инфекция полости/органа возникает не позднее 30 дней после операции при отсутствии имплантата или не позднее одного года при наличии имплантата в месте операции, вовлекает любую часть организма (например, органа или полости), кроме области разреза, которая была вскрыта или подверглась манипуляциям в процессе операции; у пациента имеется одно из перечисленного: гнойное отделяемое из дренажа, установленного в органе/полости через специальный разрез; выделение микроорганизмов из жидкости или ткани, полученной асептически из органа/полости; лихорадочное состояние; при непосредственном осмотре, во время повторной операции, при гистологическом или рентгенологическом исследовании обнаружен абсцесс или иные признаки инфекции, вовлекающие орган/полость.
-
2.6 К внутрибольничным послеоперационным инфекциям относятся заболевания, возникающие в течение 30 дней после оперативного вмешательства, а при наличии имплантата в месте операции – до года. В зависимости от степени контаминации раны во время операции выделяют: чистые раны (неинфицированные операционные раны без признаков воспаления); условно чистые раны (операционные раны, проникающие в дыхательные пути, пищеварительный тракт, половые или мочевыводящие пути при отсутствии необычного заражения); загрязненные (контаминированные) раны (операционные раны со значительным нарушением техники стерильности или со значительной утечкой содержимого из желудочно-кишечного тракта); грязные (инфицированные) раны (операционные раны, в которых микроорганизмы, вызвавшие послеоперационную инфекцию, присутствовали в операционном плане до начала операции). Риск развития ВБИ для чистых ран составляет 1—5 %, для условно чистых – 3—11 %, для загрязненных – 10—17 % и для грязных – более 25—27 %.
-
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.