Содержание
-
ПРОФИЛАКТИКА ВБИ
Внутрибольничная (нозокомиальная*) инфекция (ВБИ)—любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью или сотрудников больницы вследствие их работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания в больнице или после выписки»( Комитет экспертов ВОЗ,1979 г.). Случаи инфекционных заболеваний, возникшие до поступления в ЛПУ и проявившиеся или выявленные при поступлении (после поступления), называются заносами инфекции. Госпитальные инфекции - любые инфекционные заболевания, приобретенные или проявившиеся в условиях стационара (сумма заносов и внутрибольничных инфекций)
-
Актуальность проблемыВБИ широкое распространение заболеваний вызванных ВБИ в медицинских учреждениях различного профиля значительный ущерб, наносимый этими заболеваниями здоровью населения. ВБИ определяют дополнительную заболеваемость: они увеличивают продолжительность лечения и приводят к возрастанию расходов на госпитализацию, вызывают долговременные физические и неврологические осложнения, нарушение развития, нередко приводят к гибели пациентов. Факторы, определяющие тенденцию роста ВБИ: широкое применение инвазивных (повреждающих и проникающих) диагностических и лечебных манипуляций, иммунодепрессантов; бесконтрольное применение антибиотиков и как следствие - распространение в стационаре антибиотико-резистентных штаммов микроорганизмов, увеличение удельного веса пожилых лиц, ослабленных детей, пациентов с длительными, ранее не излечимыми заболеваниями и др.
-
Условно можно выделить три вида ВБИ
-
Структура ВБИ
регистрируются у больных хирургического профиля отделений неотложной и абдоминальной хирургии, травматологии и урологии среди ослабленных больных хирургических и реанимационных отделений, перенесших обширные полостные операции или имеющих тяжелую соматическую патологию Пациенты, подвергшиеся: обширным хирургическим вмешательствам с последующей кровезаместительной терапией; програмному гемодиализу, инфузионной терапии. Мед.персонал хирургических, гематологических, лабораторных, гемодиализных отделений грипп и другие острые респираторные инфекции, дифтерия, туберкулез и др
-
Возбудители внутрибольничных инфекций
Занос патогенных возбудителей в неинфекционный стационар может произойти: • при поступлении в стационар больных, находящихся в инкубационном периоде болезни, или носителей патогенного возбудителя; • от персонала больниц, являющегося носителями возбудителя; • от посетителей больниц, особенно в период эпидемий гриппа и других ОРЗ, а также через передаваемые пищевые продукты и другие предметы. облигатно-патогенные микроорганизмы человека детские инфекции (корь, дифтерия, скарлатина, краснуха, паротит и др.), кишечные инфекции (сальмонеллез, шигеллезы и др.), гепатиты В и С и многие другие болезни Для них характерно: нет специфичности возбудителя; проблематично этиологическое подтверждение диагноза; ведущими путями передачи являются пути контактного механизма, воздушно-капельный (пылевой); ведущими факторами передачи являются элементы госпитальной среды; заражение происходит в основном в лечебно-диагностических помещениях; инфекции наиболее подвержены ослабленные лица; условно-патогенная микрофлора человека (стафилококки, стрептококки, грамотрицательные бактерии (кишечная палочка, клебсиеллы, протей, серрации, псевдомонады, легионеллы, ротавирусы, цитомегаловирусы, грибы рода кандида, нокардия, криптококкии др.)
-
Госпитальный штамм - это такой штамм микроорганизмов, который при взаимодействии с особой популяцией людей (с ослабленной резистентностью) в специфичной для него среде (ЛПУ), способен вызвать не менее двух случаев клинически выраженных внутрибольничных инфекций.
Они характеризуются: высокой вирулентностью и контагиозностью; низкой заражающей дозой; высокой устойчивостью во внешней среде; полиантибиотикорезистентностью; устойчивостью к дезинфектантам в обычных концентрациях
-
Они характеризуются: высокой вирулентностью и контагиозностью; низкой заражающей дозой; высокой устойчивостью во внешней среде; полиантибиотикорезистентностью; устойчивостью к дезинфектантам в обычных концентрациях
-
Меры профилактики
Мероприятия, направленные на источник инфекции: своевременное выявление и изоляцию больных при приеме в стационар и время нахождения в нем; помещение больных с ВБИ в специальные палаты (боксы) с учетом этиологического фактора; эпидемиологическое расследование каждого случаяВБИ. Мероприятий, направленные на разрыв механизма передачи: Архитектурно-планировочные мероприятия. Санитарно-гигиенические мероприятия. Профилактика ВБИ у медицинского персонала осуществлять медицинские манипуляции в средствах индивидуальной защиты: халат, шапочка, марлевая повязка, сменная обувь и др.; все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, сывороткой или другими биологическими жидкостями, проводить в перчатках. Резиновые перчатки, единожды снятые, повторно не используются. соблюдать меры предосторожности при работе с режущими и колющими инструментами (иглы, ножницы и т.д.). Необходимо избегать надевания колпачковна использованные иглы, их отсоединения от шприцов, сгибания и разламывания вручную; при повреждении кожных покровов необходимо немедленно обработать и снять перчатки, выдавить кровь из ранки, затем под проточной водой тщательно вымыть руки с мылом, обработать их 70 % спиртом и смазать ранку 5 % раствором йода; медицинские работники, имеющие раны на руках, экссудативные поражения кожи, мокнущий дерматит, на время заболевания отстраняются от ухода за пациентами и контакта с предметами для ухода. Для надежной защиты медицинских работников от гепатита В проводится 3-х кратная иммунизация по схеме 0-1-6, т.е. через 1 и 6 месяцев после первой прививки.
-
ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ УБОРКИ ПОМЕЩЕНИЙ СТАЦИОНАРА
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (мытье полов, протирание мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) осуществляется не реже двух раз в сутки (а при необходимости — чаще) с применением моющих (мыльно-содовых, других растворов, разрешенных органами и учреждениями санэпидслужбы) и дезинфицирующих средств (при каждой обработке не менее двух раз в сутки). Протирка оконных стекол должна проводиться не реже одного раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, но не реже одного раза в четыре — шесть месяцев — снаружи. Для влажной уборки используются жидкие моющие средства. Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и др.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ (например, для мытья полов в процедурном кабинете), использоваться строго по назначению и храниться раздельно. Генеральная уборка палат и других функциональных палат и кабинетов должна проводиться по утвержденному графику не реже одного раза в месяц с тщательным мытьем стен, всего оборудования, а также протиранием мебели, светильников, защитных жалюзи и т.п. от пыли. ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ УБОРКИ ПОМЕЩЕНИЙ СТАЦИОНАРА
-
Генеральная уборка (мойка и дезинфекция) процедурных, перевязочных проводится один раз в Неделю с освобождением помещений от оборудования, мебели и другого инвентаря. Для сбора мусора и отходов в коридорах, туалетах и других вспомогательных помещениях должны быть установлены урны, в процедурных — педальные ведра. Помещения, требующие соблюдения особого режима стерильности, асептики и антисептики (операционные, перевязочные, процедурные и др.), следует после уборки облучать ультрафиолетовыми стационарными или передвижными бактерицидными лампами из расчета 1 Вт мощности лампы на 1 м3 площади помещения в течение 2 ч при отсутствии людей и наличии паспорта ламп. Проветривание палат и других помещений через форточки, створки необходимо осуществлять не менее четырех раз в сутки. Ежегодно проводится подготовка всех помещений к зиме (проверка и ремонт систем отопления, вентиляции, остекление, утепление и оклейка окон, утепление дверей и т. д.). Администрация больницы организует постоянное проведение профилактической обработки помещений стационара против насекомых и грызунов. Уборка пищеблока и буфетных в отделениях стационара: Категорически запрещается оставлять остатки пищи после ее раздачи. Строго соблюдается режим мытья столовой, кухонной и стеклянной посуды. Уборочный инвентарь после мытья полов дезинфицируется в том же ведре, которое использовалось для уборки (в 0,5% осветленном растворе хлорной извести — 60 мин). Ежедневно проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли. Для дезинфекции помещений (полов, стен, дверей и т.п.) применяют 1% осветленный раствор хлорной извести или 1% раствор хлорамина. Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован, храниться в специально отведенном месте. Буфетчицы должны иметь санитарные книжки.
-
ОБЩИЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Медицинская сестра обязана: Соблюдать технику безопасности при работе с биологическими жидкостями пациентов (всех пациентов рассматривать, как потенциально инфицированных ВГВ) Перед началом работы одевать защитную одежду Соблюдать уровни мытья рук. Надевать перчатки при контакте с биологическими жидкостями, в том числе с кровью. Мыть руки сразу после снятия перчаток. Немедленно убирать пролитый или просыпанный инфицированный материал. Дезинфицировать использованный инструментарий, предметы ухода, оборудование и перевязочный материал сразу после использования в соответствии с нормативной документацией, регламентирующей способы, режимы и средства дезинфекции.
-
ОБРАБОТКА РУК ДО И ПОСЛЕ ЛЮБОЙ МАНИПУЛЯЦИИ
Цель: обеспечить инфекционную безопасность пациента и медперсонала, профилактику внутрибольничной инфекции. Оснащение Дозатор, жидкое антисептическое мыло. Индивидуальное сухое полотенце. Перчатки. Дезинфицирующее средство: этиловый спирт 70%-ный или другое, предложенное учреждением в соответствии с нормативными документами.
-
Последовательность действий м/с для обеспечения безопасности
Откройте кран и отрегулируйте напор воды. Вымойте барашки крана. Намыльте руки мылом, начиная с запястья. Мойте правую ладонь левой, а затем левую правой. Мойте межпальцевые промежутки тыльной стороны левой руки правой рукой, и наоборот. Сделайте замок из пальцев с ладонной стороны и потрите их, моя ногтевые дожа. Потрите круговыми движениями каждый палец на левой руке, затем на правой. Ополосните руки теплой проточной водой, начиная с запястья. Закройте кран. Высушите руки индивидуальным или разовым полотенцем, начиная с кончиков пальцев. Выбросьте использованное разовое полотенце. Наденьте чистые перчатки, если этого требует манипуляция. Примечания Руки моют двукратным намыливанием. Если нужно проводить инвазивные процедуры, то руки сразу после мытья обрабатывают одним из дезинфицирующих средств и надевают перчатки.
-
ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ-ИНФЕКЦИИЙ
Риску профессионального инфицирования подвержены медицинские работники по роду деятельности, часто соприкасающиеся с кровью и ее компонентами, а также лица, работающие с препаратами крови. С целью предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами на рабочем месте, все медицинские работники обязаны придерживаться правил профилактики. Эти правила сводятся к максимальному предотвращению вероятности заражения инфицированным материалом (и прежде всего — кровью) во время повседневной работы. Наиболее реальная опасность заражения медицинских работников возникает при разрывах и проколах медицинских перчаток, что может привести к попаданию зараженного материала на кожу медицинского работника, возможно имеющую микротравмы, а также попадание зараженного материала на слизистые.
-
Для снижения вероятности заражения в таких случаях рекомендуется:
Выполнять требования действующих документов МЗ России, Госсанэпиднадзора России, а также регионального министерства здравоохранения. Избегать случайных повреждений кожных покровов, уколов, порезов, ранений иглами и другими колюще-режущими инструментами. Все манипуляции с биологическими материалами необходимо выполнять, используя барьерные меры предосторожности (перчатки, щитки, очки, маски, спецодежду). При подготовке к проведению манипуляции в процедурном кабинете, операционной, родильном зале и т. д. убедиться в целостности аварийной аптечки для оказания экстренной медицинской помощи с целью профилактики ВИЧ-инфекции. Иметь журнал регистрации медицинских аварий, где отмечаются: дата, время, место, характер аварии, Ф.И.О. лица, пострадавшего во время аварии, Ф.И.О. пациента, с кровью которого произошел контакт, а также проведенные мероприятия. Выполнять манипуляции пациентам в присутствии второго специалиста, который может в случае разрыва -перчаток или пореза продолжить ее выполнение. Перед манипуляциями вымыть руки на социальном и гигиеническом уровнях и обработать кожу ногтевых фаланг кожным антисептиком перед надеванием стерильных перчаток. Следует избегать частого применения дезинфектантов, которые способны вызвать раздражения и дерматиты, что облегчает проникновение возбудителя. При попадании крови или других биологических жидкостей пациента на кожу и слизистые медицинского работника, а также при уколах и порезах незамедлительно обеззаразить их согласно инструкции. Проводить дезинфекцию использованного материала согласно приказу по вирусной инфекции. Рекомендуется профилактический прием тимозида (АЗТ) 800 мг/в сутки в течение 30 дней. О случае медицинской аварии при работе с инфицированным материалом необходимо поставить в известность заведующего отделением, зафиксировать информацию в журнале регистрации медицинских аварий и направить информацию в центр по профилактике и борьбе со СПИДом.
-
Примечание: при загрязнений рабочего стола кровью во время выполнения манипуляции необходимо немедленно обработать стол ветошью, смоченной в 6% р-ре перекиси водорода с 0,5% р-ром моющего средства с интервалом в 15 мин. Поверхность рабочих столов после окончания работы протирают ветошью, смоченной в 3% р-ре хлорамина двукратно. Ветошь после обработки поместить в емкость с 3% р-ром хлорамина на 60 мин (или другом растворе) согласно ОСТу 42-21-2-85 или «Методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения»
-
ДЕЗИНФЕКЦИЯ ПРЕДМЕТОВ УХОДА ЗА ПАЦИЕНТОМ
Оснащение: спецодежда, использованный предмет ухода; 1% (или 3%) р-р хлорамина или другое дезинфицирующее средство, разрешенное к применению в РФ (перечень основных средств дезинфекции и их характеристика дан в «Методических указаниях по дезинфекции, предсте-рилизационной очистке и стерилизации предметов медицинского назначения», утвержденных МЗ России 30 декабря 1998 г., № МУ-287-113) (концентрация р-ра, экспозиция и способ обработки выбираются в зависимости от наличия крови и биологических выделений пациента на предметах ухода); ветошь — 2 шт.; емкость для дезинфекции с крышкой и маркировкой. Обязательное условие: предметы ухода дезинфицируются сразу после использования. Подготовка к процедуре Надеть спецодежду, перчатки. Подготовить оснащение. Залить в емкость дезинфицирующий р-р нужной концентрации. Выполнить процедуру с использованием предмета ухода.
-
Выполнение дезинфекции методом полного погружения: Погрузить полностью предмет ухода, заполняя его полости 1% р-ром хлорамина (или 3% р-ром хлорамина, или другим дезинфицирующим р-ром). Снять перчатки. Отметить время начала дезинфекции. Выдержать 60 мин (или необходимое время процесса дезинфекции данным средством). Надеть перчатки. Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить. Окончание процедуры Вылить дезинфицирующий р-р в раковину (канализацию). Хранить предмет ухода в специально, отведенном месте. Снять спецодежду, вымыть и осушить руки. Метод двукратного протирания: Протереть последовательно двукратно предмет ухода 1% р-ром хлорамина (или 3% р-ром хлорамина, или другим дезинфицирующим р-ром) с промежутком в 15 мин (см. «Методические указания по применению дезинфицирующего средства»). Следить, чтобы не оставалось необработанных промежутков на предмете ухода. Дать высохнуть. Вымыть предмет ухода под проточной водой, используя моющие средства, высушить. Окончание процедуры Вылить дезинфицирующий раствор в раковину (канализацию). Хранить предмет ухода в специально отведенном месте. Снять спецодежду, вымыть и осушить руки.
-
ДЕЗИНФЕКЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Цель: обеспечение инфекционной безопасности. Оснащение: 3% р-р хлорамина (или другой регламентированный дезинфицирующий раствор); полимерный контейнер для дезинфекции или две емкости, с соответствующей маркировкой и дезинфицирующим раствором; для промывания инструментов от крови и других биологических жидкостей; для дезинфекции инструментария; инструменты после использования (в собранном виде); лотки; ватно-марлевые тампоны или щетки для мытья инструментов. Обязательные условия: соблюдение отраслевого стандарта 42-21-2-85, определяющего методы, средства и режим дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения и инструкций к нему; проведение дезинфекции непосредственно после манипуляции.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.