Презентация на тему "Психологическая сущность воспитания"

Презентация: Психологическая сущность воспитания
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

"Психологическая сущность воспитания" состоит из 42 слайдов: лучшая powerpoint презентация на эту тему находится здесь! Средняя оценка: 1.0 балла из 5. Вам понравилось? Оцените материал! Загружена в 2017 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    42
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Психологическая сущность воспитания
    Слайд 1

    Психологическая сущность воспитания

  • Слайд 2

    Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в целом или отдельных ее качеств (80-е гг.). Воспитание - целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в раз­личные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Воспитание - это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Общая цель воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Специальные цели воспитания состоят в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

  • Слайд 5

    КлассификациИ воспитания

    умственное, трудовое и физическое; идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание; прагматическое, гражданское, ценностное, коллективистское, коммуникативное; семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях авторитарное, свободное, демократическое воспитание

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8
  • Слайд 9
  • Слайд 10
  • Слайд 11

    Принципы воспитания:

    Принцип общественной направленности воспитания. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, чело­веке. Принцип гуманизации воспитания. Принцип личностного подхода в воспитании. Принцип единства воспитательных воздействий.

  • Слайд 12

    1. Ориентация на ценностные ориентации Постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценным основам жизни - добру, истине, красоте) 2. Принцип субъективности Педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений 3. Принятие ребенка как данности Признание за ребёнком права на существование его таким, каков он есть, уважение к его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, её уважения вне зависти от успехов, развития, положения, способностей.

  • Слайд 13

    требования, предъявляемые к принципам воспитания

    1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию, 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

  • Слайд 14

    Содержание воспитания: экономическая культура и культура труда; политическая, де­мократическая и правовая; нравственная и экологическая; ху­дожественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готов­ность быть субъектом собственной жизни). Методы воспитания.Методы формирования сознания: рас­сказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; уве­щевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример. Ме­тоды организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требова­ние, общественное мнение, воспитывающие ситуации. Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание. Формы, воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые. Контроль и оценка результата.Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (по­казателей уровня сформированное различных качеств лич­ности и коллектива).

  • Слайд 15

    Р.С. Немов: прямые и косвенные средства воспитания Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности. В.А. Караковский: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

  • Слайд 16

    Методы воспитания:

    1. Метод убеждения Формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждения) 2. Методы упражнений Организуется деятельность воспитуемых и стимулируются её позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в форме поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха) 3. Методы оценки и самооценки Производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики)

  • Слайд 17
  • Слайд 18

    Средства воспитания

    прямые – непосредственные личные воздействия на человека; косвенные– воздействия, организуемые с помощью либо средств (книги, мнения других и т. п.); осознанные– воспитатель сознательно ставит определенные цели, а воспитанники принимают их; неосознанные– осуществляются без преднамеренного воздействия; эмоциональными – с использованием определенных аффективных состояний; когнитивные– нацеленными на систему знаний человека и ее преобразование; поведенческие – направленными непосредственно на поступки человека.

  • Слайд 19

    Способы влияния в воспитании

    Убеждение - включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые положения, предложения и т.п. Внушение- направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Подражание - это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании отдельных черт характера другого человека. Заражение - чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своём поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей.

  • Слайд 20

    Подинститутами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания — это семья и школа.

  • Слайд 21

    Теории воспитания

    Биогенная теория Социогенная теория Другие теории (компромисс) Теории о чертах личности Необихевиоризм

  • Слайд 22

    ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

    Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, – вот профессиональное кредо настоящего учителя. В обстановке совместного интеллектуального творчества на ученых занятиях происходит не только усвоение предметного содержания изучаемого учебного материала, но и активное общение, в процессе которого, как мы знаем, идет интенсивное психическое развитие ребенка, развитие именно его мотивационно-потребностной сферы, когда он, усваивая основы человеческих взаимоотношений, задачи и мотивы человеческой деятельности, набирается личностного опыта, т. е. воспитывается. Таким образом, учебная деятельность в обстановке межличностного учебного взаимодействия обеспечивает единство обучения и воспитания. 

  • Слайд 23
  • Слайд 24

    В процессе воспитания можно выделить следующие этапы:

    1) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества; 2) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах; 3) формирование умений, навыков и привычек поведения.

  • Слайд 25

    ОСНОВы ВОСПИТАНИЯ

    1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. 2) выдвижение системы ближайших, средних и далеких целей воспитания. 3) Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. 4) Воспитание через взаимодействие. 5) Воспитание через творчество.

  • Слайд 26

    НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Стадии нравственного развития (Л. Колберг): 1– й уровень – преднравственный (характерен для детей в возрасте от 4 до 10 лет). Суждения выносятся и определяются внешними обстоятельствами, точки зрения других людей не принимаются в рас-чет:1-я стадия – суждения выносятся в зависимости от последствий поступка: чего он заслуживает – поощрения или наказания; 2-я стадия – суждения выносятся в соответствии с пользой, которую можно извлечь из поступка. Здесь происходит учет личного интереса. 2– й уровень – конвенциональный (10–13 лет). На этом уровне человек, оценивая действия и поступки других и самого себя, придерживается социальных норм и социальных ролей и учитывает то, как оценят поступок другие люди: 3-я стадия – суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение со стороны других людей; 4-я стадия – суждение выносится на основе уважения к власти, законам и существующему порядку. 3– й уровень – постконвенциональный (с 13 лет). Это уровень «истинной» морали, когда человек судит о поведении исходя из своих собственных критериев, которые он вырабатывает самостоятельно. Для этого уровня нравственного развития необходим достаточно высокий уровень развития рассудочного мышления. 4– я стадия: поступок может быть оправдан с точки зрения прав человека: некоторые общественные законы в экстренных ситуациях могут быть нарушены. 5– я стадия: поступок расценивается как «правильный», если продиктован совестью человека и осуществлен во имя ценности жизни. Законы, правила и мнения других людей уходят на второй план.

  • Слайд 27

    параметры самовоспитания

    а) направленность, т. е. мотивы работы над собой; б) содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное); в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное). г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

  • Слайд 28
  • Слайд 29
  • Слайд 30

    ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

  • Слайд 31

    ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ АСПЕКТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

    По определениюОрганизацииОбъеденненыхНаций,именногендерныеотношенияявляютсяоднойизглобальныхпроблем XXI века. Возрастаниеролигендерныхисследований в педагогикеполучилозаконодательноеобоснованиев указанияхкомиссииповопросамположенияженщин в РоссийскойФедерацииприправительствеРФот 22.01.2003г. и приказеМинистерствабразования и наукиРоссийскойФедерацииот 17.10.2003г. «Об освещениигендерноговопроса в системеобразования».

  • Слайд 32

    Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». 

    В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками: в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;  организации внимания;  в формах активации эмоций;  в мотивации деятельности и оценки достижений;  в поведении. 

  • Слайд 33

    Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков. Девочки: быстрее схватывают новый материал;  легче усваивают алгоритмы и правила;  любят задания на повторение;  чаще используют ближнее зрение;  воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;  лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;  новую информацию анализируют с помощью левого полушария;  Мальчики:  труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;  им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;  лучше выполняют задания на сообразительность;  не терпят однообразия;   лучше выполняют задания при ярком свете

  • Слайд 34

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

  • Слайд 35

    ЦЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

    ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ, ГРАЖДАНИНА, НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОГО К МАКСИМАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И РАСКРЫТИЮ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Цель реализуется путем переориентации воспитания на гендерные проблемы детей, ценностно-смысловое гендерное развитие личности, педагогической поддержки индивидуальности.

  • Слайд 36

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА

    создание условий для гендерной социализации, овладение детьми моделями полоролевого поведения адекватно возрасту, подготовка в будущем гендерных ролей; применение гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения.

  • Слайд 37

    ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

    Целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключающийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей

  • Слайд 38

    ЦЕЛЬ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ

    Формирование у детейдошкольноговозрастаосновгендерногопроявления ( моделейповедения и отношений ) в ихсамобытностинаидеальныхобразахмужчины и женщины

  • Слайд 39

    Задачи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

    -Формирование полоролевых знаний , развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.-Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре.-Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)-Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия-Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу

  • Слайд 40

    ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

    , Формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменен: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами Дети понимают, что они либо девочки, либо мальчики, и обозначают себя соот- ветствующим образом, то есть могут отно - сить в соответстующую полу категорию 2-3 ГОДА 4-7 ЛЕТ

  • Слайд 41

    ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    педагогизация родителей по вопросам гендерного воспитания детей; организация предметно — развивающей среды, ориентированной на самопознание ребенка; создание условий для выполнения гендерных ролей детьми, осуществляемых с позиций духовно — нравственного становления личности

  • Слайд 42

    Для формирования гендерных различий у детей дошкольного возраста можно использовать разнообразные формы и методы

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке