Содержание
-
Воспитание у детей дошкольного возраста этнической толерантности
Презентация для педагогов Подготовила воспитатель: Гудкова Ирина Федоровна
-
В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” - терпение - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам
-
16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Главный документ в работе по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2008-2013 В Программе - это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование
-
Межэтническая толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.
-
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам); - потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); - меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен); - способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях); - предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе); - знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); - ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других); - защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)».
-
Межэтническая толерантность выполняет следующие функции
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт [48, с. 228]. Он выделил следующие параметры: - «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам); - потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности); - меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен); - способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях); - предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе); - знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих); - ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других); - защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)».
-
1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
-
Важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. Общественные отношения возникают и существуют объективно. В.Г.Белинский утверждал, что «Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, т.е. тем более его должно не учить, а приучать к хорошим чувствам, основывая все, преимущественно на привычке»
-
Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Другим фактором формирования межэтнической толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными.
-
Значительный вклад в разработку методики и теории толерантного воспитания внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать Ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа.
-
К средствам формирования межэтнической толерантности можно отнести:
- традиции; - общение; - художественная литература; - сказки; - пословицы и поговорки; - национальные куклы; - подвижные игры, с использование национальных атрибутов; - проектная деятельность; - произведения искусства и др.
-
В детских садах в основном используются два вида общения детей с людьми другой национальности
В первом случае происходит систематическое этнотолерантное воспитание- на сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. Но при таком объединении детей необходимо продуманное, целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Когда ребенок одной национальности попадает в группу детей другой национальности, то отношение воспитателя к такому ребенку не остается не замеченным детьми. Подражая педагогу, они начинают проявлять заботу, чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстнику другой национальности. Это подражание постепенно переходит в привычку, становится нормой поведения. Второй вид общения осуществляется при организации встреч детей односоставных по национальности детских садов с людьми другой национальности.
-
Средства формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста
Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности; Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры Большую роль в формировании межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего «Я»: Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская).
-
Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Сказки знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые с мировоззрением этносов.
-
Таким образом, формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании различных средств, общение детей разных национальностей через организацию встреч детей с людьми другой национальности, организация совместных праздников, чтение детской литературы и беседы по рассматриванию картин, знакомство с художественной многонациональной литературой.
-
методы и формы работы по развитию межэтнической толерантности в д/с
-сказкотерапия; -игротерапия; -арттерапия (основывается на изо-м искусстве; -психогимнастика; -художественное слово (сказки, стихи и пр.) -слушание музыки, песен разных национальностей); иллюстрации, просмотр диафильмов; организация праздников (толерантных), досугов. Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей
-
Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе. Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.