Содержание
-
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
-
Цели учебной дисциплины:
Формирование у студентов образа профессиональной деятельности психологов. Профессиональное просвещение в целях профориентации при выборе психологической специальности и сферы трудовой деятельности.
-
Общее представление о профессии(Е.А. Климов)
Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности психолога. Профессия как деятельность и область проявления личности. Профессия какисторически развивающаяся система. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда (в нашем случае — самим психологом)
-
В целом же понятие «профессия» включает следующие характеристики:
это ограниченный вид труда, • это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (профессия психолог предполагает только высшее образование); • это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга); • это общественно полезный труд; • это труд, дающий человеку определенный статус в обществе.
-
«Специальность» — это более конкретная область приложения своих сил («социальная психология», «клиническая психология» и др.)
-
Профессия "психолог" появилась в XX веке. Наибольшее развитие профессия психолога получила в США, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, России. В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультационной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психологии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.
-
С какого же момента мы можем говорить о возникновении профессии психолога?
Во–первых, необходимо, чтобы существовало понятие «психология» в значении востребованной обществом особой сферы человеческой деятельности, будь то отдельная наука или особая практика. Во–вторых, необходимо существование сообщества людей, занимающихся этой деятельностью как основной в своей жизни и тем зарабатывающих. В–третьих, необходима система подготовки специалистов в данной области.
-
Система подготовки специалистов в области психологии
Организация Вильгельмом Вундтом (1832—1920) в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории в 1979 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института, который может рассматриваться и как научно–исследовательское, и как своеобразное учебное заведение. Вильгельм Максимилиан Вундт (1832-1920)
-
В институте в различной форме прошли подготовку многие выдающиеся психологи мира:
Владимир Михайлович Бехтерев (1957—1927), Георгий Иванович Челпанов (1862—1936), Николай Николаевич Ланге (1858—1921), Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886—1950) первый в истории профессор психологии американский психолог Джеймс Кеггелл (1860—1944).
-
Предпосылки становления современной зарубежной профессиональной психологии:
1. Возникновение нового, гуманного подхода к психически нездоровым людям. 2. Становление научного подхода к психическим заболеванием и научно обоснованных психотерапевтических методов. 3. Развитие в конце XIX — начале XX в. психологического тестирования и шире — психологической диагностики. 4. Возникновение в начале XX столетия в США Общества умственной гигиены. 5. Становление основных отраслей психологии, в том числе прикладных (начиная с конца XIX в.). 6. Возникновение в США в первое десятилетие XX в. консультирования, связанного с выбором профессии. 7. Становление основных научных школ психологии, начиная с 10–х гг. XX столетия. 8. Возникновение в США института религиозного попечительства и социальных работников, деятельность которых была направлена на помощь человеку в сложных личностных или житейских ситуациях. 9. Становление в 40–е гг. XX столетия экзистенциально–гуманистической психологии и консультативной практики, на ней основанной.
-
1. Открытие В. М. Бехтеревым[ в 1885 г. первой отечественной экспериментальной лаборатории при кафедре нервных болезней Казанского университета, через десятилетие — аналогичной лаборатории в Санкт–Петербурге и в 1908 г. — Психоневрологического института в Санкт–Петербурге, явившегося первым в мире центром комплексного исследования человека. 2. Открытие Г. И. Челпановым] первого в России психологического института — Психологического института при Московском университете. 3. Развитие начиная с дореволюционных времен педологии — практико–ориентированного направления, ставившего целью комплексное изучение ребенка (буквальный перевод слова «педология» — «наука о ребенке»). В 1936 г. педология прекратила свое существование специальным Постановлением ЦК ВКП (б) как не соответствующая идеологическим принципам того времени. 4. Становление отечественной психологии труда и психотехники, особенно интенсивно — в 20–е гг. XX в. 5. Создание в Москве в 1925 г. Психоаналитического института, вскоре закрытого по идеологическим соображениям. 6. Становление основных научных школ отечественной психологии в 20—30–е гг. XX в. 7. Воссоздание в 1943 г. С. Л. Рубинштейном кафедры психологии и на ее основе — отделения психологии на философском факультете Московского государственного университета. 8. Создание в 1945 г. С. Л. Рубинштейном Сектора психологии в Институте философии АН СССР. 9. Создание Общества психологов СССР. 10. Открытие в 1966 г. первых факультетов психологии — в Московском (первый декан — А. Н. Леонтьев) и Ленинградском (первый декан — Б. Ф. Ломов) университетах. 11. Проведение в 1966 г. в России XVIII Международного психологического конгресса (Москва), когда после долгого перерыва относительной научной изоляции установился серьезный научный диалог между отечественной и зарубежной психологией. 12. Создание в 1971 г. в Москве Института психологии Академии наук СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов). 13. Интенсивное развитие и организационное оформление отечественной практической психологии (80—90–е гг. XX в.), в частности, психологических служб, консультирования и немедицинской психотерапии.
-
Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day), проводящийся с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health) и призванный привлечь внимание общественности к проблемам психического здоровья. В 2007 году в рамках Всемирного дня психического здоровья впервые прошел День психологии, что говорит о важности и заметном влиянии психологии на многие сферы жизни и о том, что без психологии невозможно решение многих социальных проблем. В России, как и во многих странах, пока нет единого, установленного на государственном уровне Дня психолога. Ведущие ВУЗы России МГУ и СпбГу отмечают День психолога ежегодно 22 ноября. 22 ноября 1994 года в Москве состоялся Учредительный съезд Российского психологического общества, а с 22 ноября 2000 года в Москве неформально отмечается День психолога. Основным инициатором мероприятий Дня традиционно выступает Московский университет.
-
Мифы о психологии и психологах
Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь». Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями. Найти хорошего психолога сложно и его услуги очень дорого стоят. Психолог и психология «изъяснятся» на непонятном языке, большинство психологов - теоретики, очень далёкие в своих рассуждениях и рекомендациях от реалий жизни. У психолога есть волшебная палочка….
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.