Содержание
-
Психология как профессия
-
Профессия ( по Е.А.Климову):
как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все–таки накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека); как область приложения сил; как деятельность и область проявления личности; как исторически развивающаяся система; как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.
-
Профессия (С.М.Богословский) -
деятельность, посредством которой «человек участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию… и признается за профессию личным самосознанием данного лица».
-
Особенности профессии:
это ограниченный вид труда, что для психолога неизбежно предполагает сотрудничество со смежными специалистами; это труд, требующий специальной подготовки и постоянной переподготовки (заметим, что профессия психолог предполагает только высшее образование); это труд, выполняемый за вознаграждение (этим профессия часто отличается от внепрофессиональных видов деятельности и досуга); это общественно полезный труд (эта характеристика по–настоящему еще не осмыслена даже самими психологами); это труд, дающий человеку определенный статус в обществе (для многих сказать «я — психолог» — это кое–что значит…).
-
Специальность -
это более конкретная область приложения своих сил. Например, в профессии психолог специальностями могут быть: «социальная психология», «клиническая психология» и т. п.
-
Становление профессии «психолог»:
Вильгельм Вундт (1832—1920) - открытие экспериментальной психологической лаборатории в 1879 г. и на ее базе — Лейпцигского психологического института (учебное заведение); появление сообщества людей, занимающихся психологией как основной деятельностью в своей жизни и зарабатывающих этим; востребованность обществом услуг профессиональных психологов.
-
Три типа психологической профессии:
психолог-ученый, основная деятельность которого – научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний; психолог-практик, основная деятельность которого – применение психологических знаний для решения практических задач; преподаватель психологии, основная деятельность которого – психологическое просвещение и обучение психологическим знаниям.
-
Требования к профессиональному психологу:
профессиональное образование (высшее); опора на метод научного познания; использование с специальных методик, направленных на достижение научной, диагностической, формирующей цели; ответственность, коммуникативность, эмпатия и др.; вхождение в профессиональные сообщества; соблюдение этических принципов; готовность к профессиональному развитию и самореализации; соблюдение психогигиены труда; осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам; осознание границ профессионально–психологической компетентности.
-
Классификация психологических дисциплин в России:
1. Общая психология; 2. Психология личности; 3. Социальная психология; 4. Политическая психология; 5. Психология менеджмента; 6. Организационная психология; 7. Юридическая психология; 8. Психология труда и инженерная психология; 9. Клиническая (медицинская) психология; 10. Психофизиология; 11. Специальная психология; 12. Психология развития и возрастная психология; 13. Педагогическая психология; 14. Психологическое консультирование.
-
Стадии профессионального развития (Э.Ф.Зеер):
Аморфная оптация (0-12 лет) - профессионально ориентированные интересы и склонности; Оптация (12-16 лет) - профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение; Профессиональная подготовка (16-23 года) - профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду. Профессиональная адаптация - освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
-
Стадии профессионального развития (продолжение):
Первичная профессионализация -профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд. Вторичная профессионализация -профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность. Профессиональное мастерства - творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития.
-
Литература:
Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., МПСИ, 2005 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд–во МГУ, 1988. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 1996. Т. 1,гл. 2иЗ. Карандаше В.Н. Психология: введение в профессию. М.. 2005 Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов–на–Дону: Феникс, 1996. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. Климов Е. A. Носкова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд–во МГУ, 1992. Роговин М. С. Введение в психологию. — М., 1969. Современная психология. — М.: Инфра–М, 1999. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. Видеозапись лекций. — М.: МПСИ, 1999. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.