Содержание
-
Введение в профессиюнаправление подготовки 521000 "Психология"
Саратов 2011
-
ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ
Психолог – это специалист с высшим психологическим образованием, реализующий свои профессиональные знания и навыки в различных сферах жизни общества в процессе проведения исследований, обучения, консультирования частных лиц и организаций, имеющий профессиональное самосознание. Академические психологи – ученые, исследователи, преподаватели психологии. Практические психологи – организационные, клинические, педагогические, юридические, спортивные психологи, психологи-специалисты по экстремальным состояниями и др. Прикладные психологи – консультанты, методисты и преподаватели для практических психологов, авторы прикладных исследований в организациях.
-
Различные значения термина «психология»
Психология как знание о психике, наука, изучающая закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика есть форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию. Психология как психическая, “душевная” жизнь, особая реальность. Особенности психологии, которые характеризуют конкретного индивида. Проявляется как совокупность типичных для человека или групп людей способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера (психология менеджера, пациента, женская психология и пр.).
-
Научная и житейская психология
Психолог-профессионал:обладает теоретической базой знаний, методами научного познания, выбирает методики адекватно задачам и ситуации, формирует у клиента ответственность за результат, включен в профессиональную среду для обмена знаниями и опытом, имеет диплом, соблюдает профессиональный такт и этику, занимается профессиональным развитием и саморазвитием, соблюдает психогигиену труда, сохраняет профессиональную позицию в отношении непознанных явлений и нетрадиционных учений. Психолог-любитель: отличается несистематизирован-ными знаниями, выбирает методы и приемы стихийно, исходя из личных предпочтений, берет на себя всю ответственность за результат, занимается личным развитием и саморазвитием, смешивает психологию с нетрадиционными учениями.
-
Место психологии в системе научного знания
Психология изучает психику как сложное явление, в ней сливаются субъект и объект познания, и в процессе познания себя субъект претерпевает изменения. С точки зрения Б.М. Кедрова и Б.Г. Ананьева, психология занимает центральное место в системе наук. Психология взаимодействует с естественными науками в области экспериментальных методов исследования, с гуманитарными – в области гуманистического подхода, с общественными – в сфере социальной психологии, с техническими – в сфере инженерной психологии. Многие разделы психологии возникли в результате ее взаимодействия с другими науками (патопсихология, специальная психология, судебная психология и др.)
-
Академическая и практическая психология
Академический психолог – работает в научно-исследовательских и образовательных учреждениях, проводит исследования, обучает студентов. Основная задача – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении. Психолог-практик – работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни (образование, медицина, спорт, бизнес, юриспруденция, военное дело, религиозная практика, искусство, политика, сфера развлечений) человека. Основная задача – помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания.
-
Основные сферы деятельности практических психологов
Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, консалтинговых компаниях. Может занимать должности директора по персоналу, тренинг-менеджера, корпоративного тренера, сотрудника информационно-аналитичес-кого отдела. Консультирует по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, проводит обучение коллектива основам эффектив-ного делового общения, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, повысить качество обслуживания, организует процесс создания корпоративной культуры. Обеспечивает психологическое сопровождение бизнес-процессов: кадровых решений, информационных, организационных и психологических процессов на предприятии для повышения его конкурентоспособности. Клинический психолог – работает в должности консультанта в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования, центрах обучения, развития, социальной помощи. Помогает справляться с внутриличностными и межличностными проблемами, зависимостями и психологическими кризисами, проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психотравм.
-
Юридический психолог – работает в правовых и контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах. Проводит экспертные исследования психологии преступника, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия ДТП, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров. Педагогический психолог – в ОУ с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям - найти оптимальные формы обучения и воспитания. Консультирует детей, родителей и учителей, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию. Спортивный психолог – в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам включаться в работу, выполнять ее на максимально возможном уровне и эффективно восстанавливаться в периоды отдыха. Военный психолог – в вооруженных силах проводит реабилитацию и настрой на бой, адаптирует психологические знания к условиям военных действий внутри страны и на территории противника. Психолог в СМИ – занимается формированием общественных настро-ений и мнения, планированием и психологической поддержкой PR- и политических кампаний, контролем состояний групп и масс, применя-ет законы психологии к совершенствованию социальных процессов, повышению эффективности информационного воздействия.
-
Виды компетентности психологов-практиков
техническая компетентность – умение трансформировать цель, поставленную заказчиком или клиентом, в систему профессиональных задач, подобрать отвечающие им методы, применить их практически, межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к индивидуальным и групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок, понимание мотивов поведения других людей, концептуальная компетентность – владение системой знаний, на которых базируется психологическая практика, адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям психологической практики в динамичных условиях, контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, в котором существует профессия, понимание интересов и потребностей участников проблемной ситуации, способность к прогнозированию ее развития, интегративная компетентность : способность давать информированные профессиональные оценки – мыслить в логике профессии, принимать информированные решения, решать возникающие проблемы так, как это принято в профессии психолога. Для этого безусловно необходимы все указанные выше виды компетентности, их своеобразный «сплав», он-то и формирует лицо профессии.
-
Алгоритм решения психологических задачШаг 1. Подготовка
Из каких разделов психологического знания необходимо брать информацию? Что еще необходимо уточнить о проблемной ситуации и какие методы сбора информации применить? Кто Ваш ключевой клиент? Что необходимо учесть в общении с ним? Кто еще может стать Вашим клиентом в этой ситуации? Какова точная формулировка проблемы (задачи) ключевого клиента? Какого результата он ждет? Каковы Ваши цели и задачи в этой ситуации? Какие методы можно использовать?
-
Алгоритм решения психологических задачШаг 2. Преобразование
Что именно необходимо изменить в ситуации психологическими средствами? Согласование необходимых изменений с ключевым клиентом и другими участниками ситуации. Какие стратегии и процедуры психологического вмешательства здесь оптимальны? Что еще можно применить, если это не даст желаемого результата? Осуществление преобразования. При изменении целей ключевого клиента и позиций других участников ситуации снова проходим пункты 1-3. Когда результат преобразования достигнут, как его закрепить?
-
Алгоритм решения психологических задачШаг 3. Поддержка
Точная формулировка результата, полученного на шаге 2 «Преобразование». Выбор и согласование способов поддержания полученных изменений с участниками ситуации. Есть ли желательные и нежелательные побочные эффекты изменений? Каковы цели, задачи и методы работы с ними? В чем ценность полученных изменений для ключевого клиента, других участников ситуации и для Вас? Чему Вы, ключевой клиент и другие участники ситуации научились в этом процессе? Что они теперь смогут делать сами в подобных ситуациях?
-
РАБОЧАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГ-КЛИЕНТ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.