Содержание
-
Задание №6Морфологические нормы (образование форм слова)
ЕГЭ 2015
-
ЗАДАНИЕ: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол ИХ работа горячие СУПЫ ШЕСТИСТАМИ учениками ИНЖЕНЕРЫ
-
Как должен выглядеть ответ:
-
Справочная информация Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых многие допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.
-
ОШИБКООПАСНЫЕ ФОРМЫ
-
Имя существительное Образование множественного числа: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты; директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
-
Образование форм род. падежа множественного числа: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов,;пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
-
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;сто ампер, ватт, вольт;много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий;много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев
-
Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;новое метро, кашне, пальто
-
Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
-
Имя прилагательное Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней: Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
-
Образование сравнительной степени: Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).Правильно: красивее, лучше, хуже.
-
Имя числительное 1. Образование и изменение форм составных числительных : в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 2. Склонение сложных и составных числительных: двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах
-
3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
-
4. Употребление числительных оба, обе: Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна. Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
-
Местоимение Образование форм: Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников. * Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
-
Глагол 1. Образование личных форм: У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
-
2. Образование возвратных форм: Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
-
3. Образование форм повелительного наклонения: Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
-
Совет: Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах: Лечь — (ты) ляг, (вы) лягтеЕхать — (ты) поезжай, (вы) поезжайтеЕздить — (ты) езди, (вы) ездитеПоложить — (ты) положи, (вы) положитеКласть — (ты) клади, (вы) кладитеЛазать —(ты) лазай, (вы) лазайтеБежать — (ты) беги, (вы) бегите
-
4. Образование форм прошедшего времени: Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
-
Причастие Образование причастий: Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
-
Деепричастие Образование деепричастий: Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
-
Наречие 1. Образование наречий: Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. 2. Образование сравнительной степени наречий: Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
-
ТЕСТЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
-
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ОТТУДОВА килограмм абхазских МАНДАРИНОВ опытные ИНЖЕНЕРЫ КРАСИВЕЕ ДЕВЯНОСТА рублями
-
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. МЕНЕЕ чёткий икра из БАКЛАЖАНОВ ПОМАХАЙ рукой административные ОКРУГА ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
-
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ прямо белых ГОЛЬФ лучшие ТРЕНЕРЫ ТРЕМЯ ПЯТЫМИ СЛОЖИВ полотенца
-
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. двести двадцать ВАТТ плохие ПОВАРА ПЛОШЕ шесть БЛЮДЕЦ ВЗРОСЛЫЙ шимпанзе
-
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. очередные ОТПУСКА ЗАХОТЕЛОСЬ СДЕЛАЮЩИЙ всё возможное ПОЛОЖИ деньги в кошелёк к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТНАДЦАТОМУ году
-
Верные ответы: ОТТУДА ПОМАШИ ГОЛЬФОВ ХУЖЕ ДЕЛАЮЩИЙ
-
Презентацию подготовила Лубенникова Екатерина Владимировна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1368 г. Москвы 2015 год
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.