Содержание
-
МЕХАНИЗМЫ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
-
Закупочная логистика
это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
-
Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:
что закупить; сколько закупить; у кого закупить; на каких условиях закупить.
-
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:
как системно увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
-
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняют расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливают требования к массе, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатывают планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов также может решаться задача «сделать или купить».
-
2. Исследование рынка закупок. Такое исследование начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализа рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
-
3. Выбор поставщика. Он включает в себя поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
-
4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
-
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (число ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
-
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты: на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; транспортировку, экспедирование и страхование; грузопереработку; контроль над соблюдением условий договора поставки; приемку и проверку материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках.
-
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, которая решается, как было отмечено выше, посредством организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
-
Снабжение
это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции
-
Управление снабжением
это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей
-
Политика снабжения
представляет собой общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.
-
Содержание политики снабжения:
описание организационной структуры подразделения снабжения; положение о ценных закупках; положение об этике снабженческой деятельности, функции снабжения; выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции; определение потребности и расчет количества заказываемой продукции; решение о заказе; установление числа и сроков поставок и наблюдение за ними; управление запасами; учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.
-
Рассмотрим основные принципы, которым подчиняется определение направлений управления снабжением на предприятии:
планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза; ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок; оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее; экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок; централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков; технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.
-
Разработка программы снабжения
это определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
-
Задачей системы снабжения
является обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.
-
К системе снабжения, как правило, предъявляют следующие требования:
обеспечение непрерывного потока продукции: необходимых для жизнедеятельности предприятия; управление запасами – сводится к обеспечению оптимальности их и затрат на хранение и поддержание; поддержание уровня качества обслуживания потребителей; работа с поставщиками – поиск компетентных поставщиков; стандартизация – покупка стандартной продукции там, где это возможно; достижение минимальной общей стоимости обслуживания; наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости; обеспечение конкурентного преимущества предприятия; развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия; обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения – гарантированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени.
-
Управление системой закупок на предприятии преследует следующие цели:
расширение номенклатуры продукции; снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков; избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции; контроль над специальными заказами; контроль над упущенными продажами; увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.
-
Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:
складская, при которой поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы; транзитная, при которой продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей; поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.
-
Транзитная форма снабжения будет рентабельной для поставщика и потребителя при следующих условиях:
количество реализуемой продукции достаточно велико, чтобы окупить затраты на прямой сбыт; потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории; продукция требует высокоспециализированного обслуживания.
-
Активная политика предприятия в области условий поставки заключается в том, что при продаже продукция должна быть доставлена как можно ближе к складу покупателя. При покупке продукция должна быть получена в собственность как можно с более близкого расстояния от склада продавца. Это способствует лучшему планированию бизнеса и контролю цепи поставки.
-
Преимущества активной политики условий закупки:
лучший контроль цепи поставки; планирование бизнеса с точки зрения обслуживания потребителей в соответствии с закупками.
-
Для осуществления функции закупок на предприятии совершается ряд операций.
Анализ рынка. Изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Это позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время. Получение и оценка предложения поставщика. Выбор поставщика. Согласование стоимости обслуживания и заключение договора. Проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя. Проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем. Размещение заказа. Делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики. Установление единой политики в отношениях с поставщиками. Выработка методов учета продукции. Сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции. Ускорение оплаты продукции. Экономия ресурсов предприятия, например путем консолидации заказов и установления стандартов запаса. Поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств. Отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции. Прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции. Анализ ценности и возможностей поставщика. Разработка новых методов обработки необходимых данных для эффективного функционирования системы закупок.
-
Все эти операции объединяются в несколько этапов закупочной логистической деятельности на предприятии:
определение масштаба проекта (объема производства и продаж, величины затрат, параметров бюджета и др.); формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции; размещение объявлений о подаче предложений; оценка предложений; окончательные переговоры; составление документации; поставка и контроль качества; обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.
-
Планирование закупок продукции имеет следующие цели:
снижение уровня сверхнормативного запаса продукции; поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей; координация графика доставки и плана по производству.
-
При разработке плана закупок продукции учитываются следующие факторы:
минимальная партия заказа, отпускаемого поставщиком; скидки при изменении объема поставляемой продукции; ограничения по времени (сроку годности) и объему хранения сырья, упаковки и готовой продукции в складских помещениях производственного предприятия; местонахождение поставщика. Если поставщик – зарубежный, нецелесообразно осуществлять частые поставки небольших партий сырья или упаковки, так как при этом значительно возрастает уровень логистических затрат. В то же время с местным поставщиком можно оговорить такие условия, при которых получатель будет поддерживать минимальный уровень запаса сырья, материалов или упаковки; надежность поставщика. В случае если поставщик надежный, производственное предприятие получает возможность организовать доставку точно в срок; ассортимент и номенклатура материалов и сырья, закупаемых у одного поставщика. Всю продукцию, закупаемую у одного поставщика, целесообразно поставлять одновременно во избежание роста расходов на транспортировку. Особенно это актуально для зарубежных поставщиков; сроки поставки сырья и материалов с момента заказа (чем больше срок поставки, тем больший запас данного материала должен быть на предприятии).
-
Рассмотрим основные компоненты системы планирования потребности в материалах:
график основного производственного или торгового процесса, определяющий количество готовой продукции с разбивкой по времени; данные об оптимальных нормах запасов товаров и материалов; данные о запасах для каждого компонента, агрегата и детали (имеющееся количество, ожидаемые поступления, а также число израсходованных деталей, еще не списанных с учета); данные об основных изделиях, которые закупаются, и всех изделиях, которые производятся самим предприятием; прогноз потребности в материалах в соответствии с графиком основного производственного процесса; структурированный перечень сырья и материалов; данные о запасах, открытых заказах и сроках выполнения заказов для расчета времени и объема заказов материалов.
-
Планирование потребностей в товарах, сырье и расходных материалах придерживается следующих принципов:
согласование потребностей в материалах (комплектующих) и плана производства готовой продукции; разбивка по времени.
-
Еще одной важной логистической задачей является ответ на вопрос, у кого закупать. К ней относится принятие одного из двух решений:
самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя; закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
-
Основные этапы решения задачи выбора поставщика.
1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса; изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. д.; посещение выставок и ярмарок; переписка и личные контакты с возможными поставщиками. В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
-
2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Число таких критериев может составлять несколько десятков. Вот основные из них: информация о положении фирмы на существующем рынке – опыт работы, известность поставщика, репутация, личность руководителя, контингент основных заказчиков, размеры рынка сбыта в настоящий момент и планы на будущее; сложившиеся связи с поставщиком – наличие ныне действующих или уже утративших силу договоров с данной фирмой, перспективы долгосрочного сотрудничества, наличие различных обстоятельств, влияющих на выбор поставщика (родственные связи, взятки), необходимый для обоюдной заинтересованности объем реализации товара; поставляемая продукция – известность, широта ассортимента, качество и внешний вид товаров, соответствие установленным санитарным и техническим нормам, наличие сертификатов; ценовая политика – цены на поставляемую продукцию, их отличие от среднерыночных, возможность предоставления скидок; надежность поставок – соблюдение графика поставок, соответствие заявкам по объему и структуре товаров, осуществление поставщиком транспортных услуг, возможность варьирования различными условиями поставок; прочие факторы – возможность возврата некондиционной продукции, упаковка товара. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.
-
Для организации бесперебойной работы желательно иметь большое число поставщиков, так как это дает следующие преимущества:
возможность для успешного проведения переговоров относительно цен, условий поставки или других обязательств; возможность выбора в случае, если один из поставщиков испытывает трудности (трудности могут быть связаны с условиями поставки, качеством продукции и обслуживания); возможность решения проблем, возникающих при увеличении объемов производства или продаж, не предусмотренном текущим планом производства (продаж).
-
3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Эффективность работы с тем или иным поставщиком оценивается следующими показателями: качество поставок. С ним связана доля заказов, выполненных в соответствии с требованиями потребителя; надежность поставщика - способность предприятия-поставщика удовлетворять в течение определенного промежутка времени требования потребителя, связанные с качеством продукции, сроками и объемами поставок; готовность к поставке - сопоставление поступивших и выполненных заказов. Данный показатель свидетельствует о согласованности сроков выполнения заказов, связанных с потребностями потребителя. Подтверждается сроком выполнения заказа предприятием; гибкость поставки - готовность предприятия выполнить вносимые изменения потребителем изменения в заказе.
-
После того как определен поставщик, необходимо проработать методы, которыми будут совершаться закупки. Рассмотрим некоторые из них:
прямые закупки - закупки продукции непосредственно у производителей; встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями; лизинг - аренда, например, складского оборудования; новая закупка - ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований; обычная повторная закупка; измененная повторная закупка - ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований; комплексная закупка осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.
-
Методы управления закупками:
метод увеличения объемов закупок; метод уменьшения объемов закупок; метод прямого расчета объемов закупки.
-
Метод увеличения объемов закупок предполагает:
учет спроса на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках; анализ спроса в течение, по меньшей мере, 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний; определение достаточного объема спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции; принятие решения о создании запасов в зависимости от числа заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.
-
Метод уменьшения объемов закупок предусматривает:
ежемесячный анализ статистики сбыта продукции, не пользующейся спросом; определение на основании статистики сбыта тех видов продукции, объем запасов которых следует сократить; выработку критериев, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции; сведение к минимуму доли медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.
-
Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса) предполагает определение:
периода времени, для которого осуществляется расчет; общего количества проданной продукции на основании статистики продаж за выбранный период времени; средней величины запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на число недель в выбранном периоде.
-
Одним из технических приемов закупочной логистики является система поставок «точно в срок» (система ТВС)
Она основана на том, что в звено не должно поступать никаких материалов, пока в этом звене не возникнет в них необходимость, например доставка к моменту монтажа или непосредственно в торговый зал магазина. Общепринятое определение гласит, что система поставки «точно в срок» - это система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в нужное время и в требуемом количестве.
-
Традиционная схема снабжения предусматривала поставку в несколько этапов:
поставщик; выходной контроль поставщика; экспедиционный склад; склад входного контроля; основное хранилище; подготовка к потреблению; производственное потребление.
-
В системе ТВС этапов значительно меньше:
поставщик; выходной контроль поставщика; производственное потребление.
-
Основные слагаемые эффекта от использования ТВС:
исключается ряд операций из технологической цепи поставок; сокращаются текущие запасы, так как предметы труда поступают либо в цех, либо в торговый зал; сокращаются страховые запасы, так как увеличивается надежность поставок за счет перехода на долгосрочные отношения с проверенными поставщиками и перевозчиками; сокращаются запасы в пути, так как сокращается время доставки за счет использования расположенных вблизи поставщиков; улучшается качество товара, так как используются поставщики, качество продукции которых сертифицировано; увеличивается надежность поставок, так как возникает совместная заинтересованность в функционировании ТВС.
-
Отметим также отдельные проблемы, стоящие на пути внедрения системы ТВС:
требования потребителя к качеству, которые приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные; сокращение степени диверсификации, что создает проблему, обусловленную возрастанием коммерческого риска от ориентации на одного контрагента; удаленность потребителя может сделать частые поставки небольших партий невыгодными для поставщика; расписание поставок, которое используется в системах ТВ С, должно позволять получать товары по мере надобности, тогда как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени; размер партии и периодичность поставок. Данная проблема возникает в связи с возможным отличием в оценках поставщика и потребителя экономически целесообразных для них размера партий и периодичности поставки.
-
Основные задачи, которые необходимо решить в процессе проектирования и внедрения ТВС:
1. в области отношений с поставщиками: поиск близко расположенных поставщиков; переход на длительные хозяйственные связи; пролонгация договорных отношений с проверенными поставщиками; стимулирование поставщиков к внедрению системы ТВС; поддержка бизнеса поставщиков за счет долгосрочного планирования и гарантированности закупок; концентрация отдаленных поставщиков; вывод закупочных цен на приемлемый для обеих сторон уровень; организация безбумажного информационного обмена;
-
2. по объему поставок: поддержка устойчивой скорости закупок, согласованной со скоростью производства; обеспечение возможности частых поставок малыми партиями; работа с переменным размером единичной поставки при фиксированном общем объеме поставок по контракту; поощрение поставщиков за готовность упаковывать товары в требуемых объемах; в области качества поставляемой продукции - тесная взаимосвязь персонала, ответственного за качество у продавца и у покупателя; 3. в области отгрузки: составление и четкое соблюдение расписания прибытия грузов; использование постоянных, проверенных извозчиков; заключение долгосрочных контрактов на комплексное логистическое обслуживание, включающее в себя складирование и транспортировку.
-
На основе системы ТВС разработан так называемый метод быстрого реагирования.
Он представляет собой метод планирования и регулирования поставок товаров на предприятия розничной торговали и в распределительные центры, в основе которого лежит логистическое взаимодействие между торговым предприятием, его поставщиками и транспортом. Метод быстрого реагирования основан на использовании трех технологий и новой концепции бизнеса. Технология первая: автоматическая идентификация штриховых товарных кодов. Позволяет быстро и эффективно собрать точную и детальную информацию о том, что в данный момент продается. Технология вторая: электронный обмен данными. Это не только Интернет, но и комплекс стандартов, позволяющих предприятиям оперативно обмениваться большими объемами документированной информации. Технология третья: автоматическая идентификация грузовых единиц (например, транспортировочных контейнеров).
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.