Содержание
-
Зарубежная литература первой половины XIX века
Эрнст Те́одор Вильге́льм Го́фман (1776-1822 гг.)
-
«Мало ли штук делал он в жизнь свою; чем он не был: и юристом, и декоратором, и журналистом, и стенным живописцем. Отчего же ему не быть русским литератором?» – писал в 1836 году В.П.Боткин. Для отечественной литературы Гофман был во многом ближе других знаменитых зарубежных писателей. В XIX веке Гофман был популярнее, известнее в России, чем в самой Германии. Его читали А. С. Пушкин и В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь и Ф.М. Достоевский. О нем говорили в литературных салонах, ему подражали и его отвергали.
-
Гофман родился 24 января 1776 года в Кенингсберге, в тогдашней Восточной Пруссии, в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его кузины Луизы Альбертины. Это была обычная семья, но город был не совсем обычный. Кенингсберг в то время был одним из центров культурной и духовной жизни Германии.
-
Эрнст был веселым, очень остроумным мальчиком и еще в школе проявил большой талант к музыке и рисованию. Также настойчиво овладевал искусством слова: охотно брался за создание стихов, рассказов, сказок. Мальчик рано остался сиротой. Его забрал дядя, очень «правильный» человек, сухой педант, который не видел пользы в музыкальных увлечениях Эрнста. Он решает судьбу юноши: Гофмана зачислили в местный университет на юридический факультет. Уже на первом курсе университета Гофман для заработка дает уроки музыки и продает свои рисунки, а в девятнадцать лет пишет свое первое музыкальное произведение и первые два романа, которые не были напечатаны и не дошли к нам.
-
В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. С 1808 года Гофман жил в Бамберге. Это время прошло под знаком глубокого сердечного увлечения - самого сильного в его жизни. Он полюбил свою ученицу - Юлию Марк. Немолодой человек, с непривлекательной внешностью, к тому же еще женатый, он, конечно, не мог рассчитывать и не рассчитывал на взаимность. Просто радовался встречам со своей ученицей, восхищался ее обаянием и чистым, проникновенным голосом. Катастрофа наступила тогда, когда расчетливая мать Юлии решила выдать свою дочь замуж за богатого и порочного негодяя. Это стало для Гофмана трагедией. Жизнь и мечта необратимо разминулись. С этих пор противоречие между мечтой и действительностью определило идейную доминанту творчества художника. В Бамберге Гофман начал писать.
-
Видя свое главное призвание в музыке, сначала стал сочинять музыкальные рецензии. 1809 год считается годом рождения Гофмана-писателя. Во «Всеобщей музыкальной газете» был напечатан его первый рассказ - «Кавалер Глюк». В рассказе причудливо переплелись воспоминания автора о его жизни в Берлине в 1807−1808гг., его страстное увлечение музыкой, его преклонение перед великими музыкантами прошлого - К.В.Глюком и В.А.Моцартом. Молодой, романтически настроенный А.Герцен писал в статье «Гофман», что гофмановскийГлюк - это «тип художника, кто бы он ни был - Буонарроти или Бетховен, Дант или Шиллер».
-
Впоследствии попытки его зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям, лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Пытаясь уйти от действительности, вечерами, а порой и ночами Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал. Служит он аккуратно, но неуемный характер и острое чувство окружающих уродств и несправедливостей приводят его к нескончаемым конфликтам. Служба в Познани заканчивается высылкой в Плоцк за карикатуры на видных чиновников, служба в Варшаве - безработицей, потому что Гофман отказывается принести присягу Наполеону, войска которого заняли польскую столицу.
-
Своё мировоззрение Гофман передаёт в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. В 1814 году появился в свет уже целый сборник рассказов под названием «Фантазии в манере Калло». В состав сборника входит повесть «Золотой горшок», названная Гофманом «сказкой нового времени». В повести впервые возникает характерная для Гофмана концепция двоемирия и «герой-проводник» как связующее звено между фантазийным и реальным мирами. Повесть Гофмана проникнута иронией по поводу недостижимости романтического идеала.
-
В 1816 году Гофман в поисках более обеспеченного существования переезжает в Берлин и поступает на государственную службу советником Прусского камерального суда. В Берлин он привозит цикл рассказов «Ночные этюды» (1816 - 1817) и роман «Эликсиры дьявола». Последние восемь лет своей жизни Гофман проводит в Берлине, деля свое время между государственной службой и творческой работой. Растет его писательская известность. На сцене с успехом идет его опера «Ундина».
-
Благодаря положительной рецензии на «Ундину» во «Всеобщей музыкальной газете» финансовые дела Гофмана поправляются: он популярен как композитор и литератор; кроме того, он пользуется репутацией блестящего судьи апелляционного суда. 27 июля 1817 г. играют 14-е (последнее) представление «Ундины»; 29 июля пожар уничтожает театр, при этом сгорают декорации «Ундины». Дом, в котором живёт Гофман, также едва не становится жертвой огня.
-
В 1818 году Гофман задумывает книгу «Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Возникает замысел сборника рассказов «Серапионовы братья» (первоначально — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона. Гофман заводит кота и называет его Мурр. В мае 1819 г. он начинает работать над романом «Житейские воззрения кота Мура». Учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, помимо самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.
-
Большая книга «Серапионовы братья» (1819 - 1820) представляет собой сборник очень разных по жанру новелл, обрамленных единой новеллой-драмой о четырех друзьях-писателях. Они поочередно читают свои произведения и представляют четыре разных эстетичных позиции. Но всех их объединяет чтимый ими образ нелюдима Серапиона и требование: фантазия является реальней действительности. Гофман включил в сборник произведения разных лет: здесь есть новеллы на историческую тему («Дож и Догареса»), новеллы о музыкантах и художниках («Фермата», «Артусов зал») и озаренная праздником сказка «Щелкунчик, или Мышиный король», которая навечно вошла в круг детского чтения, и которую прославил своей музыкой П. И.Чайковский. Особого внимания заслуживает повесть «Мастер Мартин-Бочар и его ученики» (1818) - романтическая идиллия, которая в естественном плане отображает жизнь средневековых ремесленников.
-
В 1819 году выходит сказочная повесть-гротеск под названием «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Крошка Цахес, герой одноименного произведения Гофмана, родился уродливым скособоченным карликом. Но судьба в образе феи улыбнулась ему. Фея Розабельверда (или же Розабельерде) подарила Цахесу три золотых магические волоса. После этого Цахес стал казаться людям лучшим, чем был. То есть, пригожим, умным, талантливым. Чары действуют почти на всех людей, восхищающихся Цахесом: «О, фрау Лиза, какой у вас милый и пригожий мальчик!». Когда кто-то в окружении Цахеса чем-то прославляется, это сразу приписывается карлику, а в его грубых выходках обвиняют других. Благодаря магическому дару, крошка Цахес, прозванный Циннобером, живет без забот во дворце, становится важной персоной в министерстве иностранных дел.
-
В августе 1821 года Гофман приступает к работе над 2-м томом «Житейских воззрений кота мура» и к началу декабря заканчивает его. В ночь с 29 на 30 ноября у Гофмана умирает любимый кот Мурр, не дождавшись издания 2-го тома «Житейских воззрений». Со временем Гофмана переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с повышением оклада. В начале ноября Гофман посылает издателю Вильмансу первые страницы «Повелителя блох». Когда роман был сдан в печать, изданию воспротивилась прусская цензура, усмотрев в одном эпизоде «Повелителя блох» сатиру на общественные порядки в стране. В связи с этим из окончательного варианта четвёртого и пятого приключений при публикации пришлось изъять большие куски, посвящённые следователю Кнаррпанти, образ которого предположительно мог отсылать к личности начальника полиции Капмца.
-
1822 — приблизительно 18 января Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны; он требует применить к Гофману строгое наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 23 февраля больной Гофман диктует речь в свою защиту; 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за чем у него наступает паралич. В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Примерно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и анекдот «Наивность». 24 июня паралич достигает шеи. 25 июня Гофман умирает.
-
Двоемирие Гофмана
В произведениях Гофмана так же, как и в произведениях многих других романтиков, отображены столкновения двух миров: материального и духовного. Два параллельных мира могут перекрещиваться (как в «Золотом горшке»), могут не замечать друг друга, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное противоречие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Непонятный современниками, Гофман начал восприниматься на уровне пророка через несколько десятилетий после смерти. По, Бальзак, Достоевский, Блок, Кафка и много других художников считали Гофмана своим учителем.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.