Содержание
-
РУССКИЙ ЯЗЫК – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА
1 урок русского языка в 8 классе Учитель МБОУ СОШ №130 Елизарова С.В.
-
1) Какие разделы лингвистики вы изучали в курсе русского языка в 5-7 классах? 2) Изучению каких разделов будут посвящены уроки в 8 классе?
-
И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
-
Работа с текстом.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! – Подумайте, почему это произведение И.Тургенев назвал стихотворением? Какие признаки лирического произведения в нем есть, а каких – нет? – Как вы определили бы жанр этого стихотворения? Можно ли найти в нем черты послания, оды?
-
– Выпишите эпитеты, характеризующие слово язык. Какова их роль в тексте? – Чем для автора является язык? Поддержкой и опорой. Какова синтаксическая роль этих слов в предложении? – Дайте определение сказуемого. – Найдите слово, которое указывает на свойства и качества понятия язык, но не называет их? Какой частью речи оно является? Такой.Сделайте морфологический разбор этого местоимения.
-
– Вспомните, что такое синонимы. Найдите примеры синонимов в тексте. Какова их роль в тексте? Поддержка, опора; великий, могучий (лексические синонимы). – Вспомните и объясните, что такое контекстуальные синонимы? Найдите их в тексте. Примеры: сомнения, раздумья; правдивый, свободный; родина, дом. Какова их роль в тексте?
-
– Что такое подтекст? Давайте разгадаем подтекст этого стихотворения. – Это стихотворение написано в 1882 году. Знаете ли вы, что происходило в России в это время, чем были вызваны «тягостные раздумья» писателя «о судьбах… родины»?
-
Александр Освободитель 1 марта 1891 года Санкт-Петербург Екатерининский канал Александр Освободитель Александр Освободитель
-
Храм Спаса-на-Крови Санкт-Петербург Канал Грибоедова
-
Работа с текстом.
1 марта 1881 года террористы убили царя-освободителя императора Александра II. Реакцией власти на это чудовищное преступление стало ужесточение цензуры, восстановление жёсткого контроля за разными формами общественной жизни. – Так каков же подтекст этого стихотворения? О чём сомнения и раздумья автора? – Подберите синонимы к слову тягостный. Попробуйте объяснить, почему из этого ряда синонимов И.С.Тургенев выбрал именно это слово?
-
– Определите наклонение глагола не будь. – Перечитайте предпоследние предложение. А в каком значении употреблена эта форма в данном случае? Здесь повелительное наклонение употребляется в значении условного. Перестройте предложение, употребив форму не было бы. Почему автор от неё отказался?
-
–С чем связана трудность понимания двух последних предложений? Как вы их понимаете? В каждом из них содержится двойное отрицание. Какую роль оно играет в языке? Перестройте (устно) два последних предложения, исключив отрицательные слова. – Слово язык многозначное. Изучите словарную статью этого слова. Какие значения необходимо учитывать для понимания смысла названия и всего стихотворения в целом? – Сформулируйте основную мысль текста.
-
По словарю русского языка под ред. А.П. Евгеньевой.
Язык (знач. 1) -а, мн. ч. -и, -ов, мужской род 1. Исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. Великий русский я. Славянские языки. // Такая система как предмет изучения или преподавания. Изучить иностранный я. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве. Я. Пушкина. // Разновидность речи, обладающая определенными характерными признаками. Я. публицистики. // Манера выражения, свойственная кому-л. Я. молодёжи. 3. Способность говорить, выражая словесно свои мысли. Лишиться языка. 4. Система знаков, передающих информацию; то, что служит средством бессловесного общения. Я. животных. // То, что выражает или объясняет собою что-л. Я. цветов. Я. танца.
-
Работа с текстом.
Грамматическое задание: 1) пунктуационный анализ текста (обратите внимание на авторские знаки препинания.); 2) спишите два последних предложения. Подчеркните в них грамматические основы, определите способ выражения подлежащих и сказуемых. Найдите односоставные предложений, входящие в состав сложных.
-
Домашнее задание 1 уст. упр.№1 2 п. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о том, как вы поняли основную мысль стихотворения И.С.Тургенева. 3 п/п. Выучите его наизусть. Подготовьтесь к письму по памяти.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.