Содержание
-
Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности(сообщение на лингвистическую тему)
Цели: познакомить с академическим красноречием и его видами; рассказать о строении и языковых особенностях академической речи, о том, как она возникла и развивалась; показать на примерах академической речи возможности языкового общения и культуры речи.
-
Красноречие
Красноречие – ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать. Это совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения, поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое. В нашей презентации мы будем исследовать академическое красноречие как часть современной риторики.
-
Академическое красноречие
Академическое красноречие – это условный термин, означающий научное красноречие. Чисто научное красноречие отличается от других его видов глубокой аргументированностью, высокой логической культурой, строгим стилем речи, а также специфической терминологией.
-
Виды академического красноречия:
лекция (вузовская, школьная); научный доклад, научный обзор, научное сообщение; научно-популярная лекция.
-
Особенности академического красноречия:
сообщаются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты; обобщаются проведённые исследования, результаты поисков, экспериментов; проявляются новые подходы к уже известным явлениям.
-
Страницы истории
В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Президент Российской Академии наук Е.Р. Дашкова ввела чтение лекций и даже добилась у Екатерины II разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих.
-
«Художник на кафедре»
«Что такое дар слова? – писал профессор Грановский друзьям. – Красноречие? У меня есть оно, потому что у меня есть тёплая душа и убеждения». Тимофей Николаевич Грановский, профессор Московского университета
-
«Идеальный профессор 60-х годов»
Традиции, утверждаемые Т.Н.Грановским, получили дальнейшее развитие в лекторской деятельности учёных. Большим успехом пользовались в Московском университете лекции его младшего современника, крупнейшего русского филолога и историка литературы Фёдора Ивановича Буслаева, которого называли «идеальным профессором 60-х годов».
-
Учёный, историк, лектор
Многолюдные аудитории собирал на свои лекции замечательный учёный-историк Василий Осипович Ключевский, читавший свой курс в Московском университете во второй половине XIX – начале XX века. Эти лекции легли в основу его многотомного «Курса русской истории», который неоднократно издавался в наше время.
-
Тип русского лектора
открытие нового в науке, стремление повернуть эти открытия лицом к человеку, гражданственность, народность позиции, умение изложить своё открытие доступно и увлекательно.
-
Работа с текстом
1) Прочитайте фрагмент выступления Т.Н. Грановского. 2) Докажите, что это речь, относящаяся к академическому роду, – вузовская лекция: а) назовите научные термины (если среди них встретятся непонятные, посмотрите их значение в Энциклопедическом словаре); б) найдите ссылки на исторические документы, даты; в) проанализируйте синтаксис фрагмента, определив, простые или сложные предложения в нем преобладают, часто ли используются обособления. 3) Вызвал ли у вас интерес этот фрагмент? Если да, то почему?
-
Живое словесное общение – это наука и искусство
Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи.
-
Полемика – это двустороннее (многостороннее) публичное общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения какого-либо вопроса.
В композиции ораторской речи (публичного выступления) можно выделить пять частей: зачин речи, выступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.
-
Требования к подготовке речи
Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учетом состава слушателей и обстановки; затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения.
-
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Памятка «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, определенную конкретной речевой ситуацией» 1. Внимательно прочитайте задание С2.1. Определите, по какому разделу науки о языке будете писать сочинение. 2. Определите ключевое слово (слова) темы, например: запятая, синонимы, орфограммы в приставках, вводные слова, безличное предложение... 3. Внимательно читайте текст, выделяя слова, словосочетания, части предложения, номера предложений, которые будете приводить для доказательства, обоснования и аргументации своего утверждения. 4. Сгруппируйте выделенные примеры из текста по общим признакам: функции, значения, принципы, роль...
-
5. Дайте чёткий ответ на поставленный вопрос темы сочинения. Его можно начать сложноподчиненным предложением с союзами потому что, так как, для того что... или сложным бессоюзным предложением. В формулировке утверждения (тезиса) должны содержаться слова темы или основной мысли и термины – понятия, которые надо будет подтверждать выбранными примерами из текста. Сочинение можно начать и с предложения, в котором вы соглашаетесь с мнением героя или противоречите ему, например: Я согласна с мнением Антона, потому что... 6. В основной части сочинения надо привести не менее 2 примеров и прокомментировать их. Доказательство можно начать со слов: В тексте автор использует... Так в тексте ... помогают, выделяют, определяют... Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец.... Это обусловлено тем... Это объясняется, подтверждается тем... Это позволяет предположить... Помните, что первое доказательство должно подтверждаться несколькими примерами. Оформить примеры можно цитатой или так: (предложения 5, 7, 9) .
-
7. В заключение сочинения необходимо сделать вывод, желательно сформулировать собственное мнение, подтвердив тезис. Используйте слова: Итак,... Таким образом,... Я разделяю точку зрения... 8. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. 9. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.
-
Рефлексия
Академическая речь – это… Видами академического красноречия являются… Для лектора характерны… Композиция ораторской речи включает в себя… Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, надо…
-
Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по одному из предложенных вариантов ГИА по русскому языку.
-
Источники Интернета и использованные материалы
1. http://meteo.by/calendar 2. http://www.arsenevmis.ru/rus1/uchyonye lingvisty/uchyonyelingvisty.html 3. http://1-9-6-3.livejournal.com/184340.html 4. http://www.bookean.ru/books/product/33000033535 5. http://fictionbook.ru/author/nina_moleva/moskovskie_zagadki/read_ online.html?page=6 6. http://zenitgazon.taba.ru/blog/f/istoricheskiy_kalend/4_aprelya/ 7. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М.: Педагогика, 1988.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.