Содержание
-
Лекция 2. История красноречия
1. Риторический идеал. Его сущность и корни. 2. Античный риторический идеал. 3. Древнерусские традиции в риторике. 4. Риторика в среднее века. 5. Риторика в России.
-
1. Риторический идеал. Его сущность и корни.
Риторика возложила на себя контроль за всеми стадиями процесса трансформации предмета в слово.
-
Разделы риторики: 1. Инвенция – рассматривалась процедура отбора материала для будущего сообщения.
-
Разделы риторики: 2. Диспозиция – предмет речи превращала в понятие и помещала в систему других понятий.
-
Разделы риторики: 3. Элокуциядавала говорящему возможность широко воспользоваться самыми разнообразными возможностями фигурального выражения.
-
Разделы риторики: 4. Акция – отвечала за пластическое решение произносимой речи.
-
Разделы риторики: 5. Мемория (тренировка памяти) - призвана служить разработке определенной мнемотехники, и включать особые приемы запоминания материала.
-
В риторике выделяют три неравные части: 1. Универсальны каноны риторики: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли и языковых формах, о культуре речи – языковых нормах, дикции, интонации и т.п.
-
2. Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторического действия: это неоценимое богатство, которое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении, исторические факты.
-
3. Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких – либо общностей людей: этническая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом.
-
Признаки и критерии риторического идеала. 1. Современная риторика использует такую схему анализа любых высказываний: 1) Кто говорит? 2) Кому говорит? 3) При каких обстоятельствах? 4) Что говорит? 5) Зачем? 6) Как выражает свою мысль? 7) Каков результат?
-
Признаки и критерии риторического идеала. 2. Важен облик говорящего лица: что в нем главное – эмоции или логика, правильность речи или оригинальность, высокая компетентность или шумные эффекты, убеждения.
-
Признаки и критерии риторического идеала. 3. Важна позиция говорящего или целого социального или этнического коллектива по дилемме «истина – ложь».
-
2. Античный риторический идеал.
Позиции: 1. Цели риторики и ораторского мастерства Сократ, Платон, Аристотель видели в служении добру и счастью людей. Сила убеждения в понимании в чем счастье людей и как его достигнуть.
-
Позиции: 2. Риторика –эта наука имеет свой предмет – речь, она тесно связана с философией, языком, логикой, этикой, литературоведением.
-
Позиции: 3. Разрабатывалась идеальная модель оратора как личности высокообразованной, высоконравственной, активной, обладающей быстрыми реакциями, коммуникабельной.
-
Позиции: 4. Этика античного идеала требовала обращения к слушателю с уважением. Речь – двусторонний процесс, результат зависит от обеих сторон.
-
Позиции: 5. Следующая черта античного идеала – отношение к истине - не отступать от своего, выстраданного, понимания истины.
-
3. Древнерусские традиции в риторике.
Древнерусский риторический идеал, представлен в основном памятниками XI-XII вв. и начала XIII в. 1. Оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа: церковный деятель, князь, воевода. 2. Оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе.
-
3. Оратор отстаивает истину, свое понимание справедливости; споры, полемика встречается нечасто. 4. Огромное внимание уделяется этике общения: прослеживается высокое уважение к человеку, выступающему с речью. 5. Оратор тщательно готовится к выступлению.
-
6. Композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью, щедро украшена обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами. 7. В речах древних ораторов подкупает доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова.
-
4. Риторика в среднее века.
Проповедь - одна из характерных и массовых форм средневековой словесности. Это единственная живая форма публичного выступления.
-
Черты средневековой словесности: 1.Невнимательное отношение христианской проповеди к вопросам композиции. 2. Для христианского оратора существовал абсолютный авторитет - Священное Писание.
-
5. Риторика в России.
В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики.
-
В 1620 году на Руси появляется первый учебник риторики.
-
Ломоносов писал, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память), дарования телесные (хорошие физические качества), знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам.
-
Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, Размышление, упражнения.
-
После октябрьского переворота 1917 г. риторика объявлена старорежимной и бесполезной наукой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.