Презентация на тему "Анализ рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»"

Презентация: Анализ рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку цель которой - показать ребятам как правильно подходить к вопросу анализа текста. Педагог предлагает для начала повторить пройденный материал, после чего, согласно плану на урок показывает как производится анализ текста на реальном примере.

Краткое содержание

  • Повторение пройденного материала
  • Структура анализа текста
  • Биография писателя
  • План рассказа

Содержание

  • Презентация: Анализ рассказа Ю.П. Казакова «Тихое утро»
    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

    г.Светлый, Калининградской области Анализ рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».

    Подготовила учитель русского языка и литературы

    Судакова С.Р. Художник С. А. Виноградов.

  • Слайд 2

    Цели:

    -проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя рассказа, найдя «точки» его нравственных «взлетов» и «падений»;

    -раскрыть проблему выбора между добром и злом.

    Задачи:

    -обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира Яшки и Володи;

    -способствовать самовыражению ученика как личности;

    -развивать любовь к природе, к родному краю;

    -на примере литературного произведения дать возможность испытать ощущение выбора между добром и злом.

  • Слайд 3

    План урока:

    Тест на повторение.

    Сведения об авторе.

    План рассказа.

    Незнакомые слова.

    Сценка.

    Описание природы в рассказе:

    а) птицы,

    б) рыбы,

    в) растительность.

    7. Демонстрация навыков работы с удочкой.

    8. Работа по вопросам:

    а) что произошло в бочаге?

    б) по чьей вине произошло несчастье?

    в) охарактеризуйте поведение героев в экстремальной

    ситуации,

    г) какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями,

    д) о конкурсе «Что делать в трудной ситуации?».

    9. Составление рассказа о трудных жизненных ситуациях.

    10. Составление памятки о поведении на воде.

  • Слайд 4

    Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться

    всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны.

    И. Кузьмичёв

    Уже во многих ранних рассказах проявляется редкий дар Ю.Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер.

    Кириллова Л.И.

    Писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир.

    В.Ф.Василенко

    2.

  • Слайд 5

    3. План рассказа.

    1. Ранним утром.

    2. Яшка будит Володю.

    3. По дороге на рыбалку.

    4. Ловля рыбы.

    5. Володя тонет…

    6. Спасение Володи.

    7. Яшка и Володя по дороге домой…

    Е. Чернышева «Толя, Витя и Вова из деревни Кишарино».

  • Слайд 6

    Незнакомые слова

    4.

  • Слайд 7

    Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

    Косарь - большой нож с толстым и широким лезвием.

    Сруб на колодце.

    Бадья.

    Полещанский бочаг.

    Выпозки – черви для наживки.

    Перекатки – открытое место на реке, где из-за неровностей ландшафта волны перекатываются одна через другую.

    Омут – глубокая яма на дне реки, озера.

    Ветряк на горке – ветряной двигатель, ветряная мельница.

    Лощина – долина с пологими склонами.

  • Слайд 8

    Вывод.

    Значения многих слов и выражений, незнакомых для нас, трактуются в толковых словарях

    как общеизвестные русские слова.

  • Слайд 9

    5. Сценка.

  • Слайд 10

    Работа по вопросам.

    1) Что произошло в бочаге?

    2) По чьей вине произошло несчастье?

    3) Охарактеризуйте поведение героев в экстремальной ситуации.

    4) Какие произведения ещё читали с похожими жизненными ситуациями.

  • Слайд 11

    Заполните таблицу в соответствии с характеристиками героев.

  • Слайд 12

    Чувства и переживания ЯшиЧувства и переживания Володи

    Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал<…>,<…>выскочил на луг и кинулся к деревне,

    но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя.

    <…>сразу же вцепился <…>, стал быстро-быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки: «Уаа… Уааа».

    Тогда <…>вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.

    Он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул <…>своё счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной<…>.

    <…>наконец справился с ботинками и, подрагивая и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая. Он готов был отказаться от рыбалки разреветься, но он так ждал этого утра!

    <…>немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать<…>. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…

    <…>разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…, а встал-то он сегодня из-за этого… заморыша – хотел места рыбные ему показать, - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано»!

  • Слайд 13

    Чувства и переживания ЯшиЧувства и переживания Володи

    Наконец, подгоняемый страшными звуками, которые издавал<…>,<…>выскочил на луг и кинулся к деревне,

    но, не пробежав и десяти шагов, остановился, будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя.

    Тогда <…>вдруг сморщился, зажмурился, из глаз у него брызнули слёзы, и он заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.

    <…>наконец справился с ботинками и, подрагивая от обиды и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел из сарая. Он готов был отказаться от рыбалки? разреветься, но он так ждал этого утра!

    <…>разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…, и встал-то он из-за… этого заморыша – хотел места рыбные показать, - и вот вместо благодарности и восхищения - «рано»!

    <…>сразу же вцепился <…>, стал быстро-быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки: «Уаа… Уааа».

    Он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул <…>своё счастливое широкое лицо, засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала, глаза испуганно уставились на что-то за спиной<…>.

    <…>в трёх метрах от берега бил, шлёпал по воде руками, запрокидывая к небу белое лицо с выпученными глазами, захлёбываясь и окунаясь в воду, всё силясь что-то крикнуть…

  • Слайд 14

    <…>стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

    - Да-а.. - выговорил <…>, что есть силы стараясь не плакать и вытирая глаза штанами, - ты уто-о… утопать…, а мне тебя спа-а… спасать…

    Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом <…>, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину.

    Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. <…>голова валится на подушки, и глаза слипаются, но <…>переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

    - Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя.

    - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь?

  • Слайд 15

    - Как… как я тону-ул!.. – будто удивляясь, сказал он и тоже заплакал, дёргая худыми плечами, беспомощно опустив голову и отворачиваясь от своего спасителя.

    <…>стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!

    Лицо его измятое после сна, было бессмысленно и неподвижно, как у слепого, а в волосы набилась сенная труха, она же, видимо, попала ему за рубаху, потому что, стоя уже внизу, рядом <…>, он всё дёргал тонкой шеей, поводил плечами и почёсывал спину.

    Он сел на постели, долго таращил глаза на голубоватые потные окошки, на смутно белеющую печь. <…>голова валится на подушки, и глаза слипаются, но <…>переборол себя. Спотыкаясь, цепляясь за лавки, стулья, стал бродить по избе, разыскивая старые штаны и рубаху.

    <…>немного стыдно было, что он опустил рыбу, но, как часто бывает, вину свою он склонен был приписать<…>. «Тоже мне рыбак! – думал он. – Сидит раскорякой…

    - Ты что, в ботинках пойдёшь? – презрительно спросил он и посмотрел на оттопыренный палец своей босой ноги. – А галоши наденешь?

  • Слайд 16

    Домашнее задание:

    Прочитайте главы из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная».

    Ответьте на вопросы на стр. 198.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке