Содержание
-
Элективный курсАнализ текста ( 9 класс)
Учитель: Харитонова Л.Н русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Ивантеевка»
-
Цели:
Обобщить и расширить представление об анализе текста; Совершенствовать умение использовать в письменной речи лексические и речевые средства организации текста; Развивать творческие способности; Воспитывать трепетное чувство к родному слову, любовь к русской литературе, потребность говорить, соблюдая культуру речи.
-
Эпиграф:
Нет мук сильнее муки слова. Семён Надсон.
-
Что такое текст?
Текст-ткань, соединение, сплетение. Текст-произведение речи(высказывание), воспроизведение на письме или в печати.(Этимологический словарь.)
-
Отличительные признаки текста:
1) смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли. 2) тематическое единство. 3) грамматическая связь между предложениями.
-
Тема-это основное содержание, предмет рассуждения. Тематика – это совокупность тем. Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста (пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).
-
Главная мысль – выражается в заглавии.
-
Типы речи:
( зависит от цели высказывания) Повествование Описание Рассуждение
-
Стили речи
Разговорный Публицистический Научный Официально-деловой Художественный
-
Проанализируем стихотворение Людмилы Татьяничевой:
Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю, Что материнская тревога До срока старит жизнь мою. Ну, что смогу я им ответить – Сердцам, Бесстрастным, как броня? Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня.
-
Композиция текста:
Описание (параллельная связь). Можно поменять предложения местами. Повествование (цепная связь) Кульминация: Экспозиция – завязка, Развязка. (Перестановка предложений разрушит текст.) Рассуждение (цепная связь) Тезис Доказательство Вывод (Необходимо соблюдение логической и причиной связи. Перестановка предложений разрушит текст)
-
Короленко В. Г.
…Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп. («Слепой музыкант»)
-
Текстоведческий анализ:
1.Тема – рождение слепого ребенка. (ключевые слова, определяющие тему) Глаза - взгляд – зрачок – зрительные впечатления – слеп – офтальмолог – глаза – слеп.
-
Микротемы:
1. Странное выражение детского лица, вызывающее тревогу матери. 2. Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям. 3. Первый осмотр мальчика доктором. 4. Беспредельная боль души матери. 5. Диагноз офтальмолога. 6. Спокойная грусть матери.
-
Главная мысль автора.
О безмерности материнского горя и мужества матери, её готовности и способности выдержать всё из любви к сыну.
-
Стиль речи – художественный. Тип речи – повествование: сообщение о том, что в доме Попельских родился слепой ребёнок, и о том, как это обнаружилось. Первое предложение является вступлением. Его же можно считать и завязкой. Кульминация – догадка матери: «…он слеп?» Развязка – приговор офтальмолога.
-
Связь между предложениями.
Цепная Она осуществляется лексическими средствами: контекстуальными синонимами ( мать, молодая женщина, мать, сударыня, мать); антонимами ( равнодушно – с беспокойством; смотрит – слеп).
-
Напишите сочинение – рассуждение.
Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В.Г.Короленко о матери и её слепом ребёнке? Что означают слова, заключающиеся эпизод повести? (Начало ответа может быть таким: «Прочитав эпизод из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», я задумался (лась)…»
-
Рефлексия.
Чьи ответы показались самыми интересными? Что вы хотели бы изучить более глубже?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.