Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентационная работа по русскому языку, предназначенная для начальных классов. Учитель построила свою работу на основе поэзии А.С. Пушкина, что несомненно несет в себе двойную пользу - помимо изучения основной темы, ребята познакомятся со стихами великого поэта.
А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
13
Слайд 13
13
7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.
Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
8. Найдите предложения с речевыми ошибками.
А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
14
Слайд 14
14
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса (?)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
15
Слайд 15
15
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно.
2. Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет, как нет.
(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
(части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)
16
Слайд 16
16
3. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец.
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят.
(причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)
17
Посмотреть все слайды
Конспект
МОУ Бутаковская ООШ
Урок русского языка в 9 классе
Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
Обобщающий урок в 9 классе по теме
«Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: повторение и обобщение материала
Дидактическая задача: повторить и обобщить знания
Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»
Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
ХОД УРОКА
«Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водою»
всех, кто прикоснется к нему»
«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну, а он — высоко-высоко»
(Е.Евтушенко)
«Пушкин кажется понятным, как в пристально
прозрачной воде кажется близким дно на безмер-
ной глубине»
(В.Брюсов)
«Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!»
(И.Северянин) (слайд 3)
Оргмомент.
Постановка цели.
а) вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».
Обратите внимание на эпиграфы. Почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?
( на уроке мы будем работать, обращаясь к творчеству А.С.Пушкина)
— Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.
— Ребята, какие знания, умения и способы действия вы должны продемонстрировать на уроке? ( выявление смысловых отношений между частями БСП, пунктуационные навыки и речевые умения)
— Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…
Ученик: Н.В.Гоголь справедливо заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через 200 лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты»
3. Повторение материала.
а)— Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А.С.Пушкина. Сейчас вам предстоит вспомнить некоторые слова пушкинской эпохи. (ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчеркивает орфограммы)
(слайд 4)
Боливар (широкая модная шляпа), Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвенит ему обед.
Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)
(слайд 5)
Асессор (средний гражданский чин), пращ (снаряд для метания камней),
(слайд 6)
Котильон (танец, которым заканчивается бал),
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Пилигрим (странник, путешественник),
Луна сокрылась за горою,
и пилигримке молодой
Пора давно пора домой.
Витийство (красноречие),
(слайд 7)
Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки. «Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Лимбургский сыр—мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)
б) фронтальный опрос.
— Итак, сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы.
(слайд 8)
1. Какие предложения называются БСП?
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди… («19 октября». 1825.)
2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.)
(слайд 9)
4. Когда в БСП ставится двоеточие?
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.)
5. Когда в БСП ставится тире?
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.)
в) Объяснительный диктант.
— А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Запишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.
(слайд 10)
1. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
3. В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как- нибудь.
Откажут ─ мигом утешался.
Изменят ─ рад был отдохнуть.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Г) Самостоятельная работа.
ТЕСТ.
(слайд 11)
1. Найдите БСП.
А. Время обдумало, сдуло все лишнее.
Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца
2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.
В. Дрова все вышли топить нечем.
Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.
(слайд 12)
3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
А. Поезд ушел его огни исчезли.
Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.
Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Е. Солнце дымное встает будет день горячий.
4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
(слайд 13)
5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад.
Б. Над Россиею — небо синее.
В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.
А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
(слайд 14)
7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.
Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
8. Найдите предложения с речевыми ошибками.
А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
4. Применение знаний.
а) — Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина „ Осень " и запишем его по памяти.
(слайд 15)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса: (--)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
— Какой знак вы поставите в БСП? ( выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь—можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.)
— Как поступать в подобных ситуациях? ( в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.
5. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.
— Вы должны были проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт.
Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже — двоеточием и совсем редко — тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 16-м — точка с запятой, в 14-м веке появилась запятая, в 15-м — точка с запятой, в 16-м — вопросительный знак, в 18-м — восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин.
—Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной). Вот и писатели часто используют БСП в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?
Доклад учащегося: Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже — двоеточием, совсем редко — тире.
— Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.
Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».
— Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?
Современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания—это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.
— Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.
Подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».
6. Анализ предложений.
— Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.
(слайд 16)
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
2. Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет, как нет. (части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)
(слайд 17)
3. Делать было нечего:
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. ( причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят. ( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)
7. Игра «Третье лишнее»
(слайд 18)
1. Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин…
«Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/
2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
«19 октября» [ ] : [пояснение]. (а именно )
3. Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
«Я помню чудное мгновенье…»
[ ] : [причина]. (потому что)
8. Запись с объяснением постановки знаков препинания.
— А.С.Пушкин говорил: « Знаки препинания, как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (слайд 19)
Петр Александрович Плетнев — поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина — писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
(слайд 20)
9. Домашнее задание.
— Дома вы выполните интересную творческую работу — напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?»
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
10. Итоги урока (рефлексия).
(слайд 21)
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)
— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1. установить смысловые отношения между частями БСП;
2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны
(слайд 22)
— Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
11. Выставление оценок
Дополнительные задания
II задание.
Он к тебе приходит вечно новым,
Он твой путь осветит, как звезда,
Чтобы ты, с его сдружившись словом,
С ним не расставался никогда. [ ] , [ ] , (чтобы…)
(А. Ерикеев)
— Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, составьте схему.
III задание.
Определите вид предложений.
1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (ССП))
2. Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки. (БСП)
3. Иди, куда влечет тебя свободный ум. (СПП)
4. Приплыла к нему рыбка, спросила… (П)
IV задание
1. Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь…
2. Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Подпрыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
4. Напрасно! Он ей вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет.
5. Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…
6. К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный. «Анчар». 1828.
7. Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. «Я помню чудное мгновенье». 1825.
8. Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.
Опорный конспект
Знаки препинания в БСП
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).
[ ] ; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)
2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)
3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)
4. Тире ставится:
1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )
2) [ ] — [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ ] — [результат, вывод]. (так что, поэтому)
4) [время] — [ ]. (когда)
5) [условие] — [ ]. (если)
�PAGE �
�PAGE �13�
Учитель русского языка и литературы Моисеенко И.Н.
МОУ Бутаковская ООШ
Урок русского языка в 9 классе
Обобщающий урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
Обобщающий урок в 9 классе по теме
«Бессоюзное сложное предложение»
Тип урока: повторение и обобщение материала
Дидактическая задача: повторить и обобщить знания
Место урока в теме: последний урок в теме «БСП»
Ценности: активная деятельная жизнь, здоровье, красота, общение, любовь.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП;
совершенствование пунктуационных навыков по данной теме.
2. РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, доказывать и делать выводы.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
прививать любовь к родному языку на примере художественных текстов А.С.Пушкина,
наблюдательность,
настойчивость, приучая терпеливо преодолевать трудности в работе.
ХОД УРОКА
«Поэзия Пушкина — неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водою»
всех, кто прикоснется к нему»
«И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну, а он — высоко-высоко»
(Е.Евтушенко)
«Пушкин кажется понятным, как в пристально
прозрачной воде кажется близким дно на безмер-
ной глубине»
(В.Брюсов)
«Есть имена, как солнце! Имена —
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!»
(И.Северянин) (слайд 3)
Оргмомент.
Постановка цели.
а) вступительное слово учителя.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете о БСП и не только. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. Цель урока — повторить и обобщить знания по теме «БСП».
Обратите внимание на эпиграфы. Почему именно эти строки я выбрала в качестве эпиграфов?
( на уроке мы будем работать, обращаясь к творчеству А.С.Пушкина)
— Да, на протяжении всего урока вы будете работать, обращаясь к творчеству основоположника русского языка А.С.Пушкина.
— Ребята, какие знания, умения и способы действия вы должны продемонстрировать на уроке? ( выявление смысловых отношений между частями БСП, пунктуационные навыки и речевые умения)
— Пушкин — всегда открытие и всегда тайна. Он приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами…
Ученик: Н.В.Гоголь справедливо заметил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В нем, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он явится через 200 лет. В нем русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт. Они так просто возвышенны, так ярки, так пламенны, так сладострастны и вместе так детски чисты»
3. Повторение материала.
а)— Сегодня на уроке мы будем учиться постигать тайны русского языка, используя словарь А.С.Пушкина. Сейчас вам предстоит вспомнить некоторые слова пушкинской эпохи. (ученик работает у доски: пишет слова под диктовку, объясняет их значение, подчеркивает орфограммы)
(слайд 4)
Боливар (широкая модная шляпа), Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвенит ему обед.
Брегет (часы, которые отбивали минуты и показывали числа месяца, фирмы парижского часовщика Брегета)
(слайд 5)
Асессор (средний гражданский чин), пращ (снаряд для метания камней),
(слайд 6)
Котильон (танец, которым заканчивается бал),
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.
Пилигрим (странник, путешественник),
Луна сокрылась за горою,
и пилигримке молодой
Пора давно пора домой.
Витийство (красноречие),
(слайд 7)
Страсбургский пирог (паштет из гусиной печенки. «Нетленным» он назван потому, что его привозили в консервированном виде из Страсбурга.)
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Лимбургский сыр—мягкий острый сыр, приготовлявшийся в провинции Лимбург (Бельгия)
б) фронтальный опрос.
— Итак, сейчас самое время вспомнить некоторые теоретические вопросы.
(слайд 8)
1. Какие предложения называются БСП?
Я жду тебя, мой запоздалый друг –
Приди… («19 октября». 1825.)
2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?
3. Когда в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер».1825.)
(слайд 9)
4. Когда в БСП ставится двоеточие?
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. («Зимнее утро». 1829.)
5. Когда в БСП ставится тире?
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей. («Осень». 1833.)
в) Объяснительный диктант.
— А.С.Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Запишите предложения, расставьте знаки препинания и объясните их.
(слайд 10)
1. Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
2. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
3. В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как- нибудь.
Откажут ─ мигом утешался.
Изменят ─ рад был отдохнуть.
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Г) Самостоятельная работа.
ТЕСТ.
(слайд 11)
1. Найдите БСП.
А. Время обдумало, сдуло все лишнее.
Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал.
В. Дело было вечером, делать было нечего.
Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем.
Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом.
Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца
2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую.
А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов.
Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась.
В. Дрова все вышли топить нечем.
Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил.
Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда.
(слайд 12)
3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие.
А. Поезд ушел его огни исчезли.
Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце.
В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь.
Г. Не бойтесь вас подстрахуют.
Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук.
Е. Солнце дымное встает будет день горячий.
4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире.
А. Чайка прилетела скоро лед пойдет.
Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли.
В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
Г. Любишь кататься люби и саночки возить.
Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце.
Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять.
(слайд 13)
5 Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП.
А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад.
Б. Над Россиею — небо синее.
В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года.
Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло.
А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы.
В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька.
Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше.
(слайд 14)
7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок.
А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь.
Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе.
В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос.
Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу.
8. Найдите предложения с речевыми ошибками.
А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа.
Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете.
В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода.
Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
4. Применение знаний.
а) — Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые добрые чувства. Давайте сейчас вспомним отрывок из стихотворения А.С.Пушкина „ Осень " и запишем его по памяти.
(слайд 15)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса: (--)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
— Какой знак вы поставите в БСП? ( выход на проблемную ситуацию: причинно-следственная связь—можно ставить либо двоеточие, либо тире. Одно и то же предложение понято учащимися по-разному.)
— Как поступать в подобных ситуациях? ( в настоящее время в подобных примерах предпочтение отдается тире, что не наблюдалось во времена А.С.Пушкина.
5. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и газетных материалах.
— Вы должны были проанализировать ряд произведений А.С.Пушкина и выяснить, какими знаками препинания чаще пользовался поэт.
Прочитав ряд произведений поэта, мы пришли к выводу, что А.С.Пушкин чаще всего пользовался запятой, точкой запятой, реже — двоеточием и совсем редко — тире. В древнерусских текстах, например, в «Слове о полку Игореве», отсутствуют многие знаки препинания. В «Энциклопедии юного филолога» мы прочитали, что в 11-м веке первыми пунктуационными знаками стали точка и двоеточие, в 16-м — точка с запятой, в 14-м веке появилась запятая, в 15-м — точка с запятой, в 16-м — вопросительный знак, в 18-м — восклицательный, называвшийся удивительным, и многоточие; тире одним из первых употребил Н.М.Карамзин.
—Ребята, как вы думаете, БСП чаще используются в устной или письменной речи? (письменной). Вот и писатели часто используют БСП в своих произведениях. Дома вы должны были проанализировать примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Какой вы сделали вывод?
Доклад учащегося: Проанализировав примеры БСП в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», я сделал вывод, что в своем романе Пушкин часто пользуется запятой, реже — двоеточием, совсем редко — тире.
— Ребята, также вы должны были дома просмотреть газеты и проанализировать, какие знаки препинания чаще встречаются в современных изданиях.
Доклад учащегося: Обратившись к современным газетным материалам, мы убедились, что знак «двоеточие» явно вытесняется знаком «тире».
— Ребята, какой же можно сделать из этого вывод?
Современная литература стала более рациональной, молодежь в своей речи чаще использует простые предложения, чем сложные. Но мы с этим не согласны, так как знаки препинания—это особые средства выразительности речи, они помогают писателям в выражении своих мыслей и чувств.
— Ребята, литературовед Б.В.Томашевский писал: «У Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это.
Подсчитав количество простых и сложных предложений в 1 абзаце 2 главы повести «Капитанская дочка», мы обнаружили там 8 простых предложений и 2 сложных. В 40 и 41 строфах 4 главы романа «Евгений Онегин» все предложения оказались сложные. Поэтому можно сделать вывод, что литературовед Б.В.Томашевский прав, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих».
6. Анализ предложений.
— Проанализируйте смысловые отношения между частями БСП. Укажите, какой знак препинания вы поставили бы в соответствии с современными правилами пунктуации.
(слайд 16)
1. Вот утро: встали все давно,
Моей Татьяне все равно. (причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
2. Но день протек, и нет ответа.
Другой настал: все нет, как нет. (части противопоставлены друг другу, значит между частями сложного предложения тоже ставится тире)
(слайд 17)
3. Делать было нечего:
Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец. ( причинно-следственная связь, можно поставить союз «поэтому», следовательно, здесь нужно поставить тире.)
4. Напрасно мне кудесники сулят
Дни долгие, дни власти безмятежной –
Ни власть, ни жизнь меня не веселят. ( второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, можно поставить союз «потому что», следовательно, нужно поставить двоеточие.)
7. Игра «Третье лишнее»
(слайд 18)
1. Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин…
«Евгений Онегин» гл.8 строфа XXV/
2. Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
«19 октября» [ ] : [пояснение]. (а именно )
3. Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты.
«Я помню чудное мгновенье…»
[ ] : [причина]. (потому что)
8. Запись с объяснением постановки знаков препинания.
— А.С.Пушкин говорил: « Знаки препинания, как нотные знаки: они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (слайд 19)
Петр Александрович Плетнев — поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина — писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта… Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром».
Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.
(слайд 20)
9. Домашнее задание.
— Дома вы выполните интересную творческую работу — напишите сочинение-миниатюру на тему: «Что изменится в понимании текста, если вторую запятую заменить точкой с запятой?»
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
10. Итоги урока (рефлексия).
(слайд 21)
— Что мы сегодня вспомнили на уроке?
— Ребята, какова была цель нашего урока? (обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в БСП)
— Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?
Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1. установить смысловые отношения между частями БСП;
2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненны
(слайд 22)
— Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
11. Выставление оценок
Дополнительные задания
II задание.
Он к тебе приходит вечно новым,
Он твой путь осветит, как звезда,
Чтобы ты, с его сдружившись словом,
С ним не расставался никогда. [ ] , [ ] , (чтобы…)
(А. Ерикеев)
— Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, составьте схему.
III задание.
Определите вид предложений.
1. Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой. (ССП))
2. Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки. (БСП)
3. Иди, куда влечет тебя свободный ум. (СПП)
4. Приплыла к нему рыбка, спросила… (П)
IV задание
1. Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь…
2. Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Подпрыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
4. Напрасно! Он ей вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет.
5. Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…
6. К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный. «Анчар». 1828.
7. Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. «Я помню чудное мгновенье». 1825.
8. Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.
Опорный конспект
Знаки препинания в БСП
1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно.
[ ] , [ ].
2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания).
[ ] ; [ ].
3. Двоеточие ставится:
1) [ ] : [ пояснение ] (а именно) (раскрывает содержание первой части)
2) [ ] : [причина ] ( потому что, так как, ибо)
3) [ ] : [дополнение] (что…, и увидел, и услышал, и почувствовал…)
4. Тире ставится:
1) [ ] — [быстрая смена событий или неожиданный результат]. ( и )
2) [ ] — [ противопоставление ]. (а, но)
3) [ ] — [результат, вывод]. (так что, поэтому)
4) [время] — [ ]. (когда)
5) [условие] — [ ]. (если)
�PAGE �
�PAGE �13�
Учитель русского языка и литературы Моисеенко И.Н.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.